Глазьев назвал три очевидных ошибки властей. И сделал главный вывод: "Чудовищный обман". Эксперт призвал ЦБ перестать вводить людей в заблуждение, гарантируя вклады в долларах и евро, в валюте недружественных нам государств. "То есть Центральный Банк, фактически, демонстрирует по-прежнему свою приверженность рекомендациям из Вашингтона, потому что мы до сих пор котируем доллар и евро. И это какая-то уже колониальная, чудовищная зависимость", – заметил эксперт.
Президент России Владимир Путин считает, что нет поводов для паники по поводу колебаний курса рубля. Это сезонное явление, заверил глава государства.
В то же время отмечается, что Центробанк временно отказался от закупок валюты других стран, чтобы сделать более стабильной национальную валюту.
Президент добавил, что "и в нашей стране, и в соседних процессы непростые, но они под контролем, всё идёт по плану".
Фото: Коллаж Царьграда
Путин также затронул тему роста цен в стране. По его словам, данные ЦБ о 8,5-процентной инфляции соответствуют реальности. При этом президент подчеркнул, что методы контроля инфляции могут быть различными, однако принятие решения о ключевой ставке остаётся в компетенции Центрального Банка.
Эксперты не исключают того, что к концу года курс рубля относительно доллара может вернуться к двузначным значениям. Как сказал ведущий "Первого русского" Юрий Пронько, рубль обновляет свой минимум с марта 2022 года по отношению к трём основным валютам. За последние пять месяцев официальный курс национальной валюты к доллару упал почти на 26%. С точки зрения ведущего, сама ситуация вызывает вопросы.
Академик Российской академии наук (РАН) Сергей Глазьев в эфире программы "Царьград. Главное" дал свою оценку происходящему в стране и в мире.
Нет повода паниковать
Аналитик отметил, что Владимир Путин правильно сказал про отсутствие повода для паники, поскольку фундаментальные факторы работают на укрепление рубля. И торговый баланс в стране оценивается весьма положительно.
Фото: Царьград
Мы экспортируем больше, чем импортируем, намного. С точки зрения фундаментальных факторов, влияющих на формирование обменного курса рубля, это означает, что никаких оснований для беспокойства нет. Он обеспечен нашим положительным сальдо торгового баланса,
– пояснил академик РАН.
По его словам, если раньше у нас в стране наблюдался колоссальный отток капитала – порядка 100 миллиардов долларов в год, то из-за санкций стало тяжело выводить деньги. И, соответственно, чтобы привести рубль в стабильное состояние, нужно всего исключить влияние спекулятивных и приходящих факторов, сказал он.
Мы видим, что главными спекулянтами сегодня, в отсутствие международных спекулянтов, которые раньше раскачивали курс рубля и манипулировали им при попустительстве Центрального Банка, стали российские банки. Мы знаем много примеров, когда они начинали скупать валюту и потом получали сверхприбыль на переоценке этой валюты, играя против рубля, способствуя его девальвации,
– подчеркнул Глазьев.
Фото: Коллаж Царьграда
В своё время бывший председатель ЦБ России Виктор Геращенко применил очень простой инструмент: он зафиксировал валютную позицию коммерческих банков. То есть покупать больше того, что у них было на балансе на начало дня, они не имели права. По мнению Глазьева, этот опыт можно применить и сегодня, чтобы исключить главный фактор раскачки курса рубля.
Это лихорадочная скупка валюты, которую ведут российские банки для того, чтобы нажиться на девальвации, на переоценке валютных активов своих. Именно эта составляющая прибыли является для них сегодня, так сказать, наиболее лакомой. Потому что делать ничего не надо, кроме как, скупая валюту, ждать, пока рубль обвалится,
– подчеркнул собеседник Царьграда.
Фото: Коллаж Царьграда
Три важных шага, которые надо сделать
Эксперт назвал три самых важных, на его взгляд, шага, которые необходимо сделать сегодня, чтобы решить существующую проблему. И самый первых из них – разобраться со спекулянтами, которые являются главными бенефициарами всей политики руководства ЦБ.
Первое – нужно исключить спекулянтов, которые просто накапливают валюту для того, чтобы нажиться на девальвации. Когда банкиры или спекулянты наживаются на девальвации, это означает, что они наживаются за счёт наших с вами рублёвых доходов и сбережений. Наши доходы теряют свою покупательную ценность, сбережения тоже тают. А спекулянты наживаются. Причём ничего полезного не делая, а просто манипулируя курсом рубля, что является, вообще говоря, преступлением,
– пояснил Глазьев.
Он напомнил, как в 2014 году, когда рубль пустили "в свободное плавание", объём на Московской бирже поднялся шестикратно, без каких-либо серьёзных изменений в экспорте и импорте. Причём сам ЦБ "самоустранился" от этой важнейшей своей конституционной функции, добавил Глазьев.
Второе – это надо восстановить обязательную продажу валютной выручки, в полном объёме. Я в своё время лично занимался формированием валютного рынка в стране, в 1992 году. Могу сказать, что если бы мы не ввели тогда обязательную продажу валютной выручки, то 100% не было бы никакого у нас валютного рынка и курс рубля бы, в общем-то, сегодня вообще отсутствовал как категория. Поэтому необходимо сделать то, что сделал президент в 2022 году после того, как нам включили санкции. А именно, ввести 80-процентную обязательную продажу валютной выручки. Тогда рубль пошёл вверх, если помните,
– сказал академик.
Он обратил внимание, что это простое решение дало возможность укрепить национальную валюту. Позже руководство ЦБ исподволь отменило это президентское решение, снизив норматив обязательной продажи до 20%.
Фото: Коллаж Царьграда
Почему в России до сих пор котируются доллар и евро?
Самый главный вопрос, который, по мнению Глазьева, необходимо задать: почему отечественный рынок до сих пор ориентирован на валюту недружественных к нам стран? При том, что мы не торгуем ни с США, ни с Европой. Это третий шаг. Аналитик отметил, что нашим главным партнёром в торговле является Китай. И, кроме юаня, у нас нет другой валюты, которую мы могли бы использовать из резервных валют МВФ для импорта.
Я напомню, что в МВФ (Мировой валютный фонд - Ред.) имеется пять резервных валют. Четыре из них – это недружественные страны. Причём конфисковавшие, арестовавшие наши валютные резервы. Мы не можем работать ни в долларе, ни в евро, ни в фунте, ни в йене. Значит, мы переключились на дружественные страны. Половина торговли идёт с Китаем. Тогда возникает вопрос, а что на нашем рынке делают доллар и евро? Зачем они вообще котируются и вызывают панику среди населения? Если у нас нет сегодня этого рынка,
– недоумевает Глазьев.
Из этого следует другой важный вопрос: каким образом в России, где нельзя использовать ни доллар, ни евро, может существовать схема гарантирования вкладов в банках в иностранной валюте? Как можно гарантировать то, от чего нас отключили? Это же чудовищный обман, считает Глазьев.
Фото: Царьград
Потому что, если предположить, что население сейчас придёт за своей валютой, где банки смогут её взять? То есть Центральный Банк, фактически, демонстрирует по-прежнему свою приверженность рекомендациям из Вашингтона, потому что мы до сих пор котируем доллар и евро. И это какая-то уже колониальная, чудовищная зависимость или признак этой зависимости. Потому что при наличии у нас своей валюты мы занимаемся котировкой чужих валют на Московской бирже. И где, в какой суверенной стране вы наблюдали такое явление?
– негодует специалист.
ЦБ пора прекратить спекулятивные игры
Эксперт добавил, что несмотря на все разговоры о важности торговли с той же Индией, до сих пор не создан механизм финансового рынка расчётов между странами. То же самое можно сказать и об Иране, ОАЭ и так далее. Чтобы проводить эти операции, российский рубль должен котироваться к валютам дружественных стран, объяснил Глазьев. Недружественные страны вообще не должны присутствовать на нашем валютном рынке.
Потому что таким образом повышается чисто спекулятивный Клондайк… Люди начинают сбрасывать лихорадочно рубли, думая, куда их, как обменять на валюту, которой нет. И руководство Центрального Банка само создаёт этот хаос своими нелепыми действиями. Просто прекратите спекулятивные игры. Зафиксируйте валютную позицию коммерческих банков. Наладьте приток валюты дружественных стран. Введите обязательную продажу валютной выручки. Создайте котировку рубля к другим валютам. Не котируйте вы доллар и евро на нашем рынке, котируйте рубль к дружественным валютам. Всё просто, но этого не делается. Видимо, потому что МВФ запрещает,
– заключил Глазьев.
Фото: Freepik.com