Сенатор Совета Федерации от Хакасии Александр Жуков прокомментировал 19rusinfo.ru ответ Минфина России относительно помощи Сорскому ГОКу. Речь - о налоговых льготах по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче молибдена.
– Александр Аркадьевич, на днях вы сообщили, что на последнем заседании комитета Совета Федерации по экономической политике вновь поднимался вопрос об обнулении ставки НДПИ для Сорского ГОКа. Позже был опубликован ответ Министерства финансов России о том, что соответствующий законопроект о снижении ставки названного налога разработан Минфином РФ, решение вступит в силу после принятия. Меру государственной поддержки планируют оказывать предприятию до 2030 года. Ранее руководство республики также заявляло о том, что вопрос с оказанием помощи единственному производителю ферромолибдена в стране со стороны федерального центра решен. Так все-таки решен или не решен? Не могли бы Вы пояснить, что происходит, почему такая разная информация поступает?
– Все достаточно просто. Есть две позиции. Одна выработана в рамках нашего комитета, я об этом неоднократно рассказывал. Напомню, был разработан законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», документ в декабре прошлого года внесен в российское правительство для получения заключения. Суть его в том, чтобы внести молибден и вольфрам в список редких металлов и обнулить ставку налога на добычу полезных ископаемых для производителей на 5 лет.
Второй законопроект, о котором упоминается в ответе Министерства финансов Российской Федерации правительству республики, это другая позиция. Но она до конца не ясна, речь идет либо о возмещении части затрат, либо про налоговый вычет. Естественно, на определенных условиях. Конкретики, повторюсь, пока нет, но в целом предлагаемая модель, на наш взгляд, не решает проблему, потому что не позволит высвободить финансовые средства, необходимые для начала серьезной модернизации. А ведь это длительный и во многом инертный процесс, который важно начать как можно раньше и комплексно, потому что до нужного результата потребуется пройти ряд обязательных технологических этапов. По предварительным расчетам, основная налоговая нагрузка придется на период после 2025 года, когда пойдет хорошая руда. Но до данного этапа, во-первых, еще нужно дойти, во-вторых, выполнить массу условий.
На круглом столе по редкоземельным металлам, который проходил в Совете Федерации 12 апреля, я так и сказал представителю Министерства финансов РФ, который участвовал в мероприятии, что существующую проблему реальной поддержки стратегически важного предприятия предложенная Минфином России модель не решает. В рекомендациях круглого стола, которые комитет утвердит на следующем заседании, данный пункт будет зафиксирован. Именно поэтому считаю, что вопрос с поддержкой ООО «Сорский ГОК» по-прежнему не решен и продолжаю им заниматься.
Как сообщало 19rusinfo.ru, Сорский ГОК оказался под угрозой закрытия после того, как федеральные власти решили увеличить НДПИ для горно-металлургических и химических компаний и экспортных пошлин на молибден. Все это неизбежно привело бы к сокращению производства или в худшем случае к консервации предприятия.