Из Екатеринбурга в Челябинск через Канны: уральский размах в освоении средств
Фото: Логистика в России

Несостоявшиеся проекты сожрали миллиарды из бюджета

России постоянно не хватает денег на самое необходимое. В то же время на Урале продолжают разбрасываться миллиардами бюджетных средств.

Печально известен проект «Высокоскоростная магистраль». Эту железную дорогу планировали построить между Челябинском и Екатеринбургом. Мечтали создать мега-агломерацию с населением более 4 млн человек. В России нет других областных центров, находящихся так близко друг от друга.

Протяженность ВСМ Челябинск — Екатеринбург по проекту 217 км. По новой «чугунке» время в пути между мегаполисами сократится до одного часа 10 минут. Для сравнения: автобус 200-километровое расстояние между двумя городами проходит за 3−3,5 часа.

Проект ВСМ включили в транспортную стратегию России на период до 2030 года. Инвестиции требовались астрономические — 360 млрд руб. Но власти двух регионов добились федерального одобрения.

По распоряжению правительства России создали частно-государственное партнерство. Собственником ВСМ должно было стать государство, концессионером — хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» («УСМ»). Срок концессионного соглашения оценили в 32 года.

Гендиректор «УСМ» Сергей Бревнов утверждал, что инвесторами будут «РВМ Капитал», РМК и ЧТПЗ, стратегическим партнером — Российские железные дороги.

Планировался ежегодный пассажиропоток в четыре миллиона человек. Скорость поездов предусматривалась до 300 километров в час.

В Челябинске проект лоббировал Руслан Гаттаров, заместитель губернатора Бориса Дубровского.

Ввести ВСМ планировали как раз в 2024 году. Но в 2021-м у Челябинской области был уже другой губернатор — Алексей Текслер.

Один из экспертов, доцент Высшей школы экономики и управления ЮурГУ Татьяна Кузнецова признала: «При таких объемных инвестициях для проекта, который локально значим, но не обеспечивает национальных задач, о его реализации можно было лишь мечтать. Его призрачность была понятна сразу».

Проект свернули, ВСМ ликвидировали. Но успели потратить 300 млн рублей.

Прошедшим летом про уральскую ВСМ вдруг вспомнили. Вице-президент группы «Синара» Александр Мишарин (был в 2009—2012 годах губернатором Свердловской области), заявил, что проект уральской ВСМ могут разморозить после завершения строительства ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга. Но это произойдет не ранее 2028 года.

Саммит ШОС и БРИКС в Челябинске

Губернаторство Дубровского в Челябинске запомнилось также сорванным саммитом стран ШОС и БРИКС в 2020 году.

Подготовка форума оценивалась в 40−50 млрд руб. В Челябинске строили конгресс-холл в центре города, общественно-деловой центр «Таганай-2020», коттеджные поселки для высоких гостей и дороги к ним, реконструировали аэропорт и гостиницы.

Конгресс-холл «Крылья» высотой 170 метров и стеклянный мост через реку должны были стать украшением центра Челябинска.

Инвестиции в стройку конгресс-холла предлагала турецкая компания — на условиях, что она и будет в дальнейшем обслуживать уникальный объект. Туркам отказали, других частных инвесторов не нашли. Стройку стали финансировать из областного бюджета. Потратили более 3 млрд рублей.

Но уголовное дело возбудили из-за ущерба бюджету в 7 млн руб.

Мероприятия по подготовке саммита шли с нарушением графиков. Проверяющие из Москвы сообщали неутешительные результаты инспекций в Кремль.

В конце 2019 года объявили, что саммита не будет. Вице-премьер Виталий Мутко объяснил отмену саммита странно — тем, что в Челябинске могло парализовать движение транспорта.

Президент Путин в конце 2019 г. сказал так: «Мы планировали проводить в Челябинске два международных мероприятия — саммиты ШОС и БРИКС. В связи с увеличением числа участников вынуждены будем проводить их на два города. Сам саммит глав государств будет проходить в Санкт-Петербурге».

К тому моменту на подготовку саммита в Челябинске из федерального бюджета выделили 15 млрд руб. Деньги потратили на подготовку инфраструктуры. Но конгресс-холл не построили. А конструкции недостроенного моста в центре города стали своеобразной достопримечательностью Челябинска, фактически памятником бесхозяйственности.

Челябинский политолог Александр Подопригора в беседе с «СП» вспоминает эпопею с саммитом, а заодно и ВСМ:

— В свое время мы с коллегами-экспертами не раз встречались с губернатором Дубровским и подробно рассказывали ему — в том числе в форме обстоятельных аналитических записок, почему проект ВСМ Челябинск-Екатеринбург не только неосуществим, но и не нужен — больше того, вреден для региона.

Если, конечно, иметь в виду интересы населения Челябинской области, а не ее властной верхушки, использующей подобные «мегапроекты» для личного обогащения за счет бюджета. Мы также говорили ему, что Челябинск не в состоянии качественно подготовиться к саммиту ШОС и принять его.

Но дело как раз в том, что эти прожекты были инициированы властями области (при этом федеральные ведомства и политические структуры намеренно вводились в заблуждение относительно возможности их реализации и социального эффекта) именно для того, чтобы аффилированные с чиновниками фирмы наживались на выгодных госзаказах (это подтвердилось в истории с возведением фирмой Дубровского печально известного конгресс-холла для саммита ШОС, недострой которого по сей день уродует центр Челябинска). Поэтому наши аргументы были отвергнуты без серьезных обсуждений.

Проблема в том, что подобная практика стала дурной традицией для Челябинской области: точно так же губернаторы Сумин и Юревич строили челябинское метро (этому недострою больше четверти века).

Главная причина всего этого бюджетного расточительства и расхищений — абсолютная непрозрачность решений областной власти, ее неподотчетность населению при тотальной лояльности депутатского корпуса губернаторам. Монополизм власти всегда дорого обходится обществу.

«Стражи Урала»

Этим летом в Екатеринбурге разморозили стройку объекта, который начали сооружать 18 лет назад. Тогда амбициозный строительный проект «Стражи Урала» представили на одной из самых престижных мировых выставок в сфере недвижимости MIPIM-2007 в Каннах. Предполагалась постройка двух высоток в деловом районе «Екатеринбург-Сити». Их хотели поставить по разные стороны улицы и соединить мостом. Высота одного из зданий планировалась 218 метров, второго — 195.

Стоимость проекта, по данным на 2008 г., превышала 1 млрд евро.

Если бы проект реализовали в те годы, сегодня мы бы говорили, что «Стражи Урала» — самое высокое здание Екатеринбурга. На деле таковым является сейчас башня «Исеть».

Презентацией в Каннах дело ограничилось. На месте стройки вырубили деревья, снесли несколько зданий. Но собственно строительство так и не начали.

В 2021 г. было объявлено, что проект возобновляется. Однако вносятся изменения. Башен будет три, но пониже — 100−150 метров.

Фактически же лишь летом 2024 г. на стройплощадке реально возобновились работы.

Сколько будет стоить проект в сегодняшних ценах, неясно. Утешает, что в этом случае в отличие от несостоявшегося саммита в Челябинске и ликвидированного проекта ВСМ платить будет не бюджет.

svpressa.ru

Добавить комментарий