Михаил Блинкин о революции в Китае: Для кого и для чего Россия расширяет Восточный полигон
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

«Россия выйдет на пик экспортных возможностей к тому времени, когда Китай полностью откажется от покупок угля»

Китай достиг плановых показателей 2030 года по замещению угольной генерации на электрогенерацию от возобновляемых источников энергии. Уже 40% электричества в Поднебесной дают солнце и ветер.

Это произошло на 6,5 лет раньше, чем предполагалось в России.

Как сообщили 29 августа практически все мировые и российские информационные агентства, в июле, запустив новые ветрогенераторы и солнечные панели, Китай добавил 25 гигаватт и получил 1206, чего ожидали только в четвёртом десятилетии.

Одновременно с этим, часть угольной генерации замещается газовой.

Си Цзиньпин объявил о планах энергетической революции в 2020 году. Он, в частности, отметил, что по мере энергетического перехода Китай сначала полностью откажется от импорта угля (кроме коксующегося), а затем закроет и собственные месторождения.

При этом планы РЖД по развитию Восточного полигона и Минэнерго — по разработке новых угольных разрезов за Уралом, как ни странно, до сих пор ориентированы на рост потребления бурого угля в Поднебесной.

Насколько верна такая экспортная стратегия России?

— На всех совещаниях на тему расширения Восточного полигона я, как эксперт по транспорту, говорю, что наши плановые показатели о пропускной способности в 180 или даже 200 миллионов тонн в год могут быть сформированы исключительно за счёт экспорта угля. Никакой другой груз такой загрузки не даст, — сказал «Свободной Прессе» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

— Есть более выгодные грузы: зерно, удобрения, не говоря уже о высокомаржинальных контейнерных перевозках. Но ни один из них не даст столько десятков и сотен миллионов тонн, как уголь. А перспективы его экспорта — под многими вопросительными знаками.

«СП»: Михаил Яковлевич, но тем не менее в начале текущего года правительство России озвучило планы по третьему этапу расширения Восточного полигона — до 270 миллионов тонн в год. На что опираются министры?

— Вот это — самый большой и болезненный вопрос. Мне говорят: Михаил Яковлевич, ты — эксперт в области транспорта, и не лезь со своими прогнозами по энергетике. Я и не лезу. Но тем не менее…

Мы, и это подчеркивают коллеги из РЖД, ориентируемся не на прогнозы, которые регулярно даёт The International Energy Agency (IEA, Международное энергетическое агентство), а на Энергетическую стратегию Российской Федерации до 2035 года. Она была принята распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р.

С 2020 года эта Стратегия не менялась, и в ней указано, что Китай будет наращивать угольную генерацию до 2035 года. Он её уже давно сокращает, а мы во всех планах до сих пор исходим из совершенно обратного процесса.

А согласно прогнозам IEA, сделанными после июльского ввода в эксплуатацию целой обоймы новых солнечных батарей и ветряков в Китае, к моменту, когда Россия выйдет на пик экспортных возможностей, Китай полностью откажется от покупок угля. За исключением, конечно, того коксового угля, который идет на нужды металлургии. Но его поставки в десятки или сотни раз ниже, чем обычного угля.

И здесь уже правильно говорят: не лезь в энергетику. Вы лучше у энергетиков спросите, с какой целью сейчас разрабатываются новые месторождения в Кузбассе, на Дальнем Востоке. Для России этот новый уголь из-за Урала будет не нужен.

«СП»: До какой степени нам нужно расширять Восточный полигон, чтобы не выбросить деньги на ветер?

— Мое мнение — нужно гнаться не за тоннажом, а за качеством поставок. Особенно, если мы надеемся, что после всех геополитических потрясений через Россию возобновится транзит Европа-АТР. Там потребность в транзите — 40 млн TEU в год. А для нас было грандиозным успехом, когда Россия вышла на уровень в полмиллиона. Сейчас, конечно, откатились.

Уголь — это очень удобно. Его можно доставить на месяц раньше или позже. Это неважно. Любые накладки в пути компенсируются необязательностью сроков.

А высокомаржинальные перевозки должны быть точными, желательно — вообще минута в минуту. Чтобы склад не забивать на несколько часов раньше, и он не простаивал несколькими часами позже.

Вот с таким прицелом нужно пересматривать реконструкцию Восточного полигона — не объемное наращивание, а качественное наращивание, — предлагает Михаил Блинкин.

svpressa.ru

Добавить комментарий