Законопроект об увеличении предельного срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней еще больше осложнит жизнь российских автовладельцев. На проблему указали эксперты, опрошенные Autonews.ru. Решать вопрос придется через суд.
Российским водителям придется еще дольше ждать ремонта по ОСАГО. Страховые компании продолжат вынуждать автолюбителей получать компенсацию деньгами и отказываться от положенного Законом об ОСАГО восстановительного ремонта. В этом уверены юристы и общественники, проанализировавшие по просьбе Autonews.ru готовящиеся изменения сроков восстановительного ремонта. Нововведения могут быть приняты в осеннюю сессию.
Опрошенные редакцией специалисты считают, что натуральная форма компенсации в автогражданке «фактически мертва». Дополнительные 15 дней, которые предложено добавить к действующему сроку, ситуацию в лучшую сторону не изменят. На протяжении ряда последних лет на эту форму компенсации приходилось менее 10% всех случаев возмещения ущерба.
Страховщики винят в проблеме автосервисы и ссылаются на невозможность поставки запчастей в отведенный законом 30-дневный срок. Юристы же считают, что причина неисполнения обязательств кроется в другом: страховым компаниям выгоднее платить живые деньги.
Увеличение предельных сроков ремонта, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, станет лишь еще одним рычагом давления на автомобилистов. «Либо мы тебя на 45 дней поставим на ремонт, либо соглашайся на три копейки, которые тебе выплачивают», — таким будет выбор, по словам эксперта.
Что произошло
Возможность увеличения предельных сроков ремонта машин по ОСАГО активно обсуждается с весны прошлого года. О внесении соответствующей корректировки в Закон об ОСАГО попросили страховые компании через Российский союз автостраховщиков (РСА). Поддержку в вопросе оказывает Общественная палата. До внесения инициативы на рассмотрение в Госдуму изучалось несколько вариантов. В частности, срок предлагалось увеличить вдвое — с 30 до 60 дней. В окончательном законопроекте речь идет уже о дополнительных 15 днях, которые можно будет получить при соблюдении нескольких условий.
Проект изменений в Закон об ОСАГО, предусматривающий увеличение предельного срока восстановительного ремонта машин после ДТП с сегодняшних 30 до 45 дней, был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 23 июля 2024 года. В письме к законопроекту авторы инициативы Андрей Кутепов и Валерий Васильев пояснили, что восстановительный ремонт транспортных средств после 24 февраля 2022 года стал чрезвычайно сложным: страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания из-за превышения сроков ремонта и дефицита запчастей. В связи с этим они предложили изучить возможность продления максимально допустимого срока ремонта с учетом необходимости заказа и поставки запасных частей — с 30 до 45 рабочих дней.
Законопроект получил поддержку, но правительство указало на необходимость проработки механизмов, обеспечивающих документальное подтверждение/неподтверждение возможности/невозможности проведения ремонта на СТО в рамках 30 рабочих дней. Еще одним условием стала проработка механизмов противодействия злоупотребления страховщиками правом продления сроков восстановительного ремонта.
27 июля профильный комитет предложил принять законопроект к рассмотрению, а 29 июля было принято решение включить его в программу осенней сессии. Ориентировочно, I чтение состоится в октябре.
Выплаты вместо ремонта
В соответствии с Законом об ОСАГО, приоритетным способом возмещения по ОСАГО является восстановительный ремонт, когда после ДТП машина пострадавшего направляется на СТО, с которой у страховой компании подписан договор. Все, что требуется от автовладельца в этом случае — отдать машину. Расчеты по работам и деталям осуществляет страховая. По факту этот способ почти не используется: вместо ремонта пострадавшим выплачивают деньги.
В Российском союзе автостраховщиков, куда редакция Autonews.ru обратилась за разъяснением, подтвердили, что ситуация с натуральной формой возмещения убытков по ОСАГО продолжает оставаться сложной. В РСА подчеркнули, что по итогам 2023 года доля восстановительного ремонта в структуре компенсаций составила 5,7% против 6,4% в 2022 году. По итогам I полугодия 2024 доля ремонта упала до 5%. В РСА считают, что уровень доли ремонта в 2024 году останется на уровне прошлого, 2023 года.
«Полагаем, что данная мера (увеличение предельного срока восстановительного ремонта, — прим. ред.) частично решит проблему с проведением ремонта по ОСАГО», — прокомментировали инициативу в РСА.
В Страховой группе Совкомбанка редакции Autonews.ru пояснили, что за последний год на натуральное возмещение по ОСАГО пришлось порядка 4–5% случаев против 95% по денежным выплатам. В компании подчеркнули, что натуральное возмещение (ремонт) для клиентов предпочтительнее, однако данный вариант урегулирования убытков по ОСАГО используется в меньшем количестве случаев «из-за законодательных ограничений и требований к СТО».
Сложности с восстановительным ремонтом в страховом сообществе связывают с невозможность осуществления работ в отведенных законом срок (30 дней). В «Совкомбанк Страховании» указали на невыполнимость установления сроков поставки ряда санкционных компонентов (электронные блоки, фары, датчики, системы безопасности и т.д.): сейчас он составляет от четырех месяцев и более. При неисполнении ремонта в отведенный срок страховые компании получают иски и выплачивают не только компенсацию, но и огромные штрафы, пени, компенсацию морального ущерба.
Виды компенсации по ОСАГО
В соответствии с Законом об ОСАГО, страховщик не может отказать в удовлетворении требования о выдаче направления на ремонт на СТО с заменой поврежденных деталей новыми. Без установленных законом или соглашением сторон оснований страховщик не вправе изменять условия обязательства. В том числе он не может изменять способ исполнения.
Выплата деньгами правомерна и допускается:
При отсутствии у страховщика контракта со станцией техобслуживания, удовлетворяющей определенным законом условиям.
На основании соглашения с клиентом.
Если в пределах 50 км от места жительства застрахованного или от места ДТП отсутствует станция техобслуживания, на которой может быть произведен ремонт.
При отсутствии у страховщика нужной СТО по согласованию с потерпевшим машина может быть отправлена на ремонт на другую станцию, но уже без соблюдения сроков.
Натуральное возмещение по закону может быть заменено денежной выплатой при отказе потерпевшего и в связи с невозможностью по объективным причинам отремонтировать машину в установленные сроки.
Чем ремонт лучше выплаты
Ведущий редактор «Радио Автодор», юрист Сергей Смирнов напомнил, что, согласно действующему законодательству, страховая компания не имеет права самостоятельно принимать решение о том, выплачивать потерпевшей стороне деньги согласно расчетам по справочникам запчастей или отправлять машину на ремонт. Автомобилист должен самостоятельно согласиться на получение выплаты, а если этот вариант его не устраивает, настоять на починке на СТО. На починку автомобиля должно уходить не более 30 дней.
Юрист в области автострахования Сергей Беляков подчеркнул, что при направлении автомобиль на ремонт на СТО восстановление осуществляется без учета износа транспортного средства: с исполнителем работ расплачивается страховая компания. Денежная же компенсация рассчитывается с учетом износа транспортного средства по справочникам РСА, где прописаны усредненные цены. Это позволяет страховым компаниям значительно занижать суммы выплат и формировать необъективный заработок: починить автомобиль на выплаченные средства невозможно.
Чем грозит увеличение сроков
Увеличение предельных сроков ремонта с 30 до 45 дней лишь усугубит ситуацию, считает Беляков. Починить машину по ОСАГО будет не менее сложно, чем сейчас: на это уйдет до двух месяцев вместо одного (в расчет берутся лишь рабочие дни). Не последнюю роль в случившемся сбое системы, по словам специалиста, играет не всегда объективная стоимость запчастей.
«Страховщикам стало снова выгоднее выплачивать деньги, чем ремонтировать машину, но при соблюдении определенных условий: речь идет о выплатах с учетом износа по некоему соглашению», — добавил Беляков. Любое соглашение такого рода, по словам специалиста, — обычный обман.
Сергей Смирнов также указал на выгоду увеличения сроков ремонта по ОСАГО до 45 дней для страховщиков, но не для автолюбителей. Нововведение позволить снизить число исков со стороны недовольных автовладельцев и сократить издержки страховых компаний: по истечении отведенного законом срока потребитель вправе обращаться в суд, требовать компенсации и штрафных санкций. Чем больше сроки, тем меньшее число автовладельцев в итоге обратится в суд. Больше других могут пострадать владельцы европейских и японских машин, попавших в мелкие ДТП: примерно полтора месяца им придется жить без автомобиля.
Ждать увеличения доли натурального возмещения с принятием закона, по словам Смирнова, точно не стоит: страховщики и СТО ведут аналитику, поэтому на ремонт изначально направляются только те машины, на которые есть запасные части и которые можно починить. Выгода для страховщиков при денежной компенсации также сохранится: «Во-первых, страховщики платят меньше с учетом износа, во-вторых, не превышаются сроки».
Как быть автолюбителям
В беседе с Autonews Сергей Беляков пояснил, что увеличение предельного срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней почти никак не скажется на страхователях, знающих свои права. Такие граждане добиваются направления на ремонт, который страховая компания не может произвести по объективным причинам. Однако оставаться без машины такие лица будут вынуждены уже на срок до двух месяцев: выполнять ремонт за три дня никто по-прежнему не станет.
Если ремонт не производится страховщиком в отведенный законом срок, специалист порекомендовал автомобилистам руководствоваться несколькими правилами:
Не подписывать никаких соглашений со страховыми компаниями.
Фиксировать все письменно.
Добиваться справедливой компенсации через суд.
Юрист напомнил, что Верховный суд в данном случае находится на стороне автовладельца, поэтому получение полноценной компенсации — скорее вопрос времени и ресурсов.
«Если страховая компания имеет договор с автосервисом, но не дает направление, а потребитель требует ремонта, то тогда выплата должна быть без учета износа», — подтвердил Сергей Смирнов.