Президент России Владимир Путин дал распоряжение правительству до 1 октября представить предложения о переезде государственных компаний из Москвы в регионы страны. Соответствующее поручение главы государства опубликовано на сайте Кремля.
«Представить предложения о поэтапном перемещении государственных корпораций, компаний с государственным участием и входящих в структуры таких корпораций и компаний головных организаций интегрированных структур из города Москвы в субъекты Российской Федерации по месту осуществления их основной производственной и (или) операционной деятельности», — говорится в тексте документа, подготовленном по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
При этом особое внимание Путин предложил уделить регионам в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Ответственным за исполнение поручения назначил премьер-министра Михаила Мишустина.
Стоит отметить, что с подобной инициативой президент уже выступал в 2021 году. Тогда, обсуждая в ходе «прямой линии» сложную экологическую ситуацию в Омске с жителями города, он допустил, что часть федеральных ведомств, а также офисы крупных компаний, которые сейчас платят налоги в Москве, можно перенести в регионы.
Во время последнего ПМЭФ президент вновь обратил внимание на эту идею, отметив, что она заслуживает внимания.
«Мы будем укреплять экономические возможности регионов. В этой связи, в том числе в правительстве, обсуждаются планы переноса головных структур наших крупнейших корпораций и госкомпаний в субъекты Федерации. Идея, безусловно, требует проработки, но заслуживает внимания и поддержки», — сказал Путин.
В качестве позитивного примера глава государства привел переезд ПАО «РусГидро» из Москвы в Красноярск. И подчеркнул, что «важно концентрировать ресурсы на перспективных точках роста. Именно такой подход предусмотрен в рамках мастер-планов для дальневосточных и арктических регионов».
Впрочем, предложения перевести офисы компаний в регионы звучали и раньше.
В частичности, еще в апреле 2013 года эту тему на встрече Путина с Советом законодателей подняла председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко.
Она заявила, что если такие гиганты, как «Газпром», РЖД, «Башнефть» станут отчислять налоги не в Москве, а в регионах, это станет большой помощью бюджетам субъектов России. Которые, по ее словам, еле справляются с социальными обязательствами, не говоря уже о запусках инфраструктурных проектов.
К примеру, «Газпром» Матвиенко предлагала перенести в Тюмень, «Башнефть» — из Москвы в Уфу, «Интер РАО» — в Калининград, «Роснефть» — в Сибирь, «РусГидро» — в Красноярск, а офис РЖД — на Урал, куда должны, по ее мнению, переехать и «Ростехнологии».
Перевод головных офисов, как пояснила глава СФ, не только укрепит экономические возможности регионов, но также «обеспечит другое качество жизни людей, развитие образования, здравоохранения» и «реальный социальный лифт для молодых людей из глубинки».
Путин идею тогда одобрил, сказав, что «двигаться нужно в этом направлении».
Двигались не сказать чтобы очень быстро. Но в 2019-м Минэкономразвития представило проект пространственного развития регионов, в котором госкорпорациям и госкомпаниям предлагалось подумать о перерегистрации их штаб-квартир, офисов «дочек» и зависимых компаний из Москвы и Санкт-Петербурга в другие крупные и крупнейшие городские агломерации. Всего упоминалось 18 регионов — от Воронежа до Владивостока.
Однако утверждать, что процесс пошел, вряд ли можно.
Опять же, время вносит свои коррективы. И премьер Мишустин недавно дал поручение подготовить проект обновленной Стратегии пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года «с учетом текущих геополитических вызовов, а также региональных и муниципальных приоритетов». Проект должен быть внесен в правительство до 30 августа с.г.
Насколько, действительно, целесообразно начинать сейчас «великое переселение» госкорпораций?
Этот вопрос «СП» адресовала политологу, доценту Финансового университета при правительстве РФ Леониду Крутакову:
— На мой взгляд, мотивировка самой идеи — мол, это поможет наполнить местные бюджеты, она несколько ущербна. В силу того, что главным принципом тут должна быть как раз легкость управления и принятия решений. Москва для компании федерального уровня — это и банковский сектор ключевой, и близость к органам принятия решений и управления.
Опять же, что с персоналом? Топ-менеджмент, понятное дело, поедет, потому что там уровень оплаты и все остальное несопоставимо. А вот среднее звено… Даже не знаю, как они воспримут такие перемены.
Скорей всего, это будет комплексно решаться. Кто-то поедет, кого-то придется на новом месте набирать. Но тогда мы упираемся в проблему квалифицированных кадров, насколько их хватит в регионах.
Проблема комплексная, а не просто налоговая. Так как налоговая решается простым перераспределением налогов.
То есть, для любой условной «РусГидро», где бы она не сидела, хоть в Буркина-Фасо, он не решается переездом. Он решается, по какому счету оплачивать налог, на какой счет перечислять деньги. Вот и все.
Опять-таки, можно юридический адрес зарегистрировать там — по месту основной производственной деятельности, — а фактически находиться в Москве. И, полагаю, подобных манипуляций будет масса.
Получается, задача поставлена, но средства для ее решения не вполне продуманы.
«СП»: Поясните.
— Да, можно понять, если цель наполнить региональные бюджеты деньгами, потому что у Москвы их якобы слишком много. Только это вопрос не только наполнения региональных бюджетов, но и вопрос регулирования бюджетом федеральным.
Почему Москва восемь раз в году плитку меняет, а где-нибудь в Тюмени — нефтяном регионе — люди до их пор в вагончиках семьями живут. Или в бараках. Тогда как в Москве пятиэтажки сносят.
Это рациональное расходование средств или нет? То есть, мы из Москвы потемкинскую деревню делаем?
Вот у нас сейчас остро встала проблема мигрантов. Но мигранты едут туда, где выше зарплата и выше уровень жизни. А значит, это еще вопрос демографический и миграционный.
Проблема неравномерного экономического развития регионов сложная. Ее надо решать. Но насколько предложенная инициатива изменит ситуацию, и насколько глубоко вообще подействует на экономический механизм, мне трудно сказать. Тем более что есть и другие способы решения.
«СП»: Например?
— Повторюсь, все налоговые инструменты, они в руках федеральной власти. Всегда можно изменить и процент распределения, и принципы распределения бюджетных средств. Все что угодно.
Необязательно устраивать «массовое переселение» и «глобальную постирочную», чтобы наполнить бюджет Красноярска или того же Краснодарского края дополнительными деньгами. Просто это сопряжено с издержками, в том числе и корпоративными.
«СП»: По логике, если у нас основная добыча газа на Ямале, то «Газпром» должен из Санкт-Петербурга переехать в Салехард?
— Да, это несколько странно. Хотя, я думаю, выглядеть все будет так: зарегистрировал юридический адрес там, посадил в какую-нибудь контору своего представителя, а управленческое звено основное все равно будет находиться здесь.
Налоги, конечно, будут перечислять туда. Но зачем для этого надо было все это городить, не очень понимаю, честно говоря…