В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хакасии состоялось совещание, на котором состоялся предварительный отбор проектов комплексного развития сельских территорий и агломераций на 2025 год и плановые 2026-2027 годы. В случае положительного решения конкурсной комиссии данные проекты будут допущены к участию в госпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий".
Совещание проводил заместитель главы Хакасии Михаил Побызаков. Вместе с ним муниципальные проекты оценивали члены кабмина (либо лица их замещающие), которые являются соисполнителями госпрограммы.
Напомним, что государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий" предполагает пропорциональное финансирование. Пропорции таковы, что большую часть - около 90% - финансирует федеральный бюджет), остальное - средства республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетные источники.
Причем о том, из каких источников пойдут внебюджетные средства, необходимо сообщить заранее. Это нужно, чтобы региональные власти убедились в надежности (платежеспособности) источника.
Как стало известно ИА «Хакасия», в целом концепция минувшего совещания была следующей: представители всех муниципальных образований по очереди коротко докладывали об основных параметрах своих проектов и внебюджетных источниках. Комиссия из числа присутствующих чиновников в свою очередь озвучивала количество баллов, которые набрали муниципальные проекты. Итоговым шагом было голосование. Именно оно решало, пройдет ли проект предварительный конкурсный отбор. Из числа присутствующих отбор прошли все 17 проектов. Правда, некоторые с условием оперативной доработки. Но тем не менее.
Казалось бы, это отличный повод похвалить муниципалов, многие из которых готовы в лепешку расшибиться во имя того, чтобы в их районе или селе появился новый ДК, школа или иное соцучреждение. Вот только, если даже бегло проанализировать озвученные накануне проекты, становится ясно, что многие из них фактически обречены. И, наверное, до этого никому бы не было и дела, если бы не жесткие критерии, установленные федеральным центром. Суть их состоит в том, что если хотя бы один муниципалитет не исполнит взятых на себя обязательств, пострадает не он один, а вся республика. Потому как в ближайшие годы регион уже не сможет стать участником госпрограммы. Более того, под угрозу попадают и действующие проекты.
К примеру, если муниципалитет не сможет завершить строительство того или иного объекта в рамках госпрограммы в установленные сроки, то велики риски, что из-за него в последующие годы уже весь регион не сможет рассчитывать на федеральную поддержку по линии КРСТ.
Сейчас такая ситуация складывается сразу в двух муниципалитетах - Аскизском и Таштыпском районах. Главы и того, и другого, конечно, обещают успеть. Однако стопроцентной уверенности нет.
Причем, глядя на это, отбирая проекты для участия в программе, как раз следовало бы и учесть текущий опыт. Потому как часть заявленных проектов намерены реализовывать в рекордно короткие сроки! По большей части это касается муниципалитетов-лидеров, которые набрали наибольшее количество баллов.
Разумеется, построить объект за год может показаться выгодным с финансовой точки зрения, но технически сделать это качественно невозможно. А если вычесть из этого срока время на прохождение аукционов, возможное внесение изменений в проект, удорожание стоимости, повторное прохождение госэкспертизы, что остается в сухом остатке? Остаются колоссальные риски, которые чреваты для всех остальных муниципальных образований, для всей республики.
Яркий пример - Боградский район, который собирается за год освоить 400 млн рублей! Кстати, именно Боград получил самый высокий балл (787,5) из всех муниципальных образований. При этом практически все понимают, что район заведомо замахнулся на невозможное.
В этой связи глава Алтайского района Ирина Войнова (в этом районе программа КРСТ успешно реализуется уже 2-й год) заметила, что все крупные стройки необходимо рассчитывать минимум на 2 года. Освоить 400 млн рублей за столь короткий срок нереально!
Кстати, большая часть присутствующих с Войновой согласилась. Тем не менее проекту все равно дали зеленый свет. Что из этого выйдет? Сценариев развития событий несколько. В худшем - муниципалитеты завалят программу и поставят под угрозу действующие стройки (большая часть сосредоточена в Аскизском и Алтайском районах), в лучшем - Хакасия ударными темпами отстроит десятки новых соцобъектов (нужных и не очень). Поскольку содержание каждого социального учреждения обходится в копеечку консолидированному бюджету.
Еще один серьезный фактор риска: если в каком-то МО инвестор вдруг откажется финансировать проект, платить придется республике. А это значит, что на те стройки, которые были запущены в предстоящих годах, денег может не хватить.
Для понимания: на заявленные накануне 17 проектов требуется более 8 млрд рублей. Из них - 7,1 млрд - федеральные деньги, 429 млн - республиканские, 43 млн - средства местных бюджетов, более 770 млн - внебюджет. Причем большая часть внебюджетных средств - нарисованные цифры, за которыми нет реальных спонсоров.
Теперь представьте, если часть внебюджета партнеры муниципалов выплатить не смогут. На ресбюджет ляжет колоссальная нагрузка, которую регион может попросту не потянуть. Это будет фиаско, в результате которого многие сегодняшние стройки рискуют попасть в список долгостроев или того хуже приостановиться на неопределенный срок, что подтверждают и опасения регионального Минфина.
"Очень большой объем внебюджетных средств. Будет ли он обеспечен муниципальными образованиями? Как практика показывает, муниципальные образования не в полном объеме отрабатывают, приходится правительству замещать", - отметила представитель министерства финансов РХ.
В этом контексте обозначила свою позицию глава Усть-Абаканского района Елена Егорова, которая не совсем понимает подхода региональной власти. Она отметила, что складывается впечатление, что республике просто любыми способами нужно включить в госпрограмму как можно больше проектов. Но если так, то тогда чиновникам стоило прямо сказать, что они при любом раскладе будут помогать достраивать объекты. Даже с учетом нереального объема внебюджетных средств.
Безусловно, федеральный центр внедряет различные государственные программы и закладывает под это миллиарды рублей с целью развития инфраструктуры, в частности на селе. Но именно развития, а не имитации бурной деятельности по ее развитию, чем сегодня пытаются заниматься некоторые регионы. И главное здесь - не перестараться, чтобы Хакасия, заявившаяся на огромное количество соцобъектов, с треском не провалила свой стратегический план и не оказалась в лидерах антирейтинга Минсельхозпрода России.