Если Россия запретит поставки ценного металла в США, найдется много способов обойти барьеры
Несмотря на то, что отношения между Россией и США опустились, пожалуй, до низшей точки в истории, американцы продолжают закупать ряд необходимых им товаров в России. Так, по данным Бюро переписей США импорт необработанного палладия из РФ в 2023 году составил 1,08 млрд долл. В 2022 году эта сумма была больше — 1,35 млрд долл. — но и цены на палладий тогда были выше.
Как и в случае с ураном, импорт российского палладия легко объяснить — на долю России приходится более 40% мировой добычи этого редкого металла. Его практически единоличный производитель — ГМК «Норильский никель». Месторождения находятся в Норильском районе и на Кольском полуострове. Не случайно Минфин США хоть и ввел санкции против главы «Норникеля» Владимира Потанина, 15 декабря 2022 года отдельно пояснил, что на саму компанию ограничения не распространяются, так как «санкционным лицам не принадлежит 50% акций компании».
Второй крупный источник палладия находится в Бушвелдском комплексе в ЮАР, на долю которой приходится чуть меньше 40% мирового производства. Другие месторождения расположены в Зимбабве, на территории самой Северной Америки и еще в нескольких странах, но, как легко подсчитать, это не более 20% оставшегося рынка. В списке крупнейших экспортеров, кстати, числятся еще и Великобритания с Германией, но это из-за того, что на их территории находятся крупнейшие биржи и хабы по торговле ценными металлам, сами они палладий не добывают.
Основными потребителями палладия сегодня являются Китай (31%), США (20%), Европа (20%), Япония (11%). Распределение весьма характерное, потому что хотя палладий используют в различных высокотехнологичных отраслях, например, как катализатор при крекинге нефти и органическом синтезе, а также в электронике, его основное применение — в автомобильной промышленности.
В Сети встречается ошибочное мнение, что палладий используют при производстве электромобилей, но все наоборот. Этот металл нужен при изготовлении каталитических нейтрализаторов для традиционных двигателей внутреннего сгорания. Они преобразовывают до 90% вредных выбросов в практически безвредные пары, то есть делают автомобили с ДВС более экологичными.
Если Запад решит ввести санкции против российского палладия или же Россия решит в одностороннем порядке запретить поставки, автомобильной промышленности США и ЕС, которой сейчас и так нелегко, придется совсем туго.
Возникает вопрос, почему же тогда мы не сделали этого еще два года назад? Ответ, как водится, комплексный. Во-первых, пик спроса на палладий в принципе прошел еще несколько лет назад. Исторический максимум цен был зафиксирован в начале марта 2022 года — 3441 долл. за унцию на пике опасений, что поставки из России прекратятся. Но уже к июню металл подешевел до 1779 долларов, а сейчас палладий торгуется за 969 долларов, чуть дороже платины. К снижению спроса на палладий привели рост производства электромобилей, для которых этот металл не нужен, а также период высоких цен на него — многие производители стали заменять палладий на более дешевую платину, это возможно, по оценкам экспертов, примерно в 15−20% моделей.
Следующая причина — в особенностях современного рынка. Да, Россия может запретить поставки палладия в Европу и США, но в итоге этот металл все равно туда попадет, просто через посредников. Как говорят эксперты, сегодня многие европейские компании и так подвергли себя «добровольным» санкциям и перестали покупать палладий у «Норникеля».
Стоит взглянуть на статистику: в первой половине 2023 года доля Европы в выручке «Норникеля» снизилась до 25% по сравнению с 51% в январе — июне 2022-го, Северной и Южной Америки — сократилась до 14% с 17%. Доля Азии же увеличилась до 49% с 27%.
Как рассказал «СП» вице-президент компании «Золотая Палата» Алексей Вязовский, последние полтора года многие европейские компании просто закупают российский палладий через китайских контрагентов. Поэтому «Норникель» сейчас ведет работу над созданием децентрализованной платформы «Атамайск», где можно торговать криптоактивами, привязанными к драгметаллам, в обезличенном виде, что сделает платежи анонимными.
Эксперт по финансовым рынкам Дмитрий Голубовский поясняет, что Россия может запретить экспорт своего палладия на Запад и этим действительно усложнит жизнь тамошнему автопрому, но в итоге рынок все равно перестроится, и часть металла заменят платиной, а часть попадет на западные рынки через тот же Китай.
— Единственное негативное событие, которое произошло с нашим палладием — его исключили из листинга контрагентов Лондонской биржи, которая в принципе разорвала с Россией все отношения. Для пополнения биржевых запасов достаточно других производителей. У англичан традиционно тесные отношения с ЮАР, их бывшей колонией. На самом деле, огромная доля торговли любым сырьем, в том числе и нефтью, ведется в обход механизмов поставочных фьючерсов, а не через прямые контракты. Просто биржевые цены используются как ориентир. Чтобы поддерживать объемы торговли Лондонской биржи наш палладий и не нужен. Но и его отсутствие в листинге для нас не критично.
Я уж не говорю о том, что даже введенные санкции не всегда соблюдаются. Маленький пример — в прошлом году американцы купили иранской нефти на 2,8 млрд долларов, закрыв глаза на собственные санкции. Эти поставки страховала Нью-йоркская страховая компания. Что это было — недосмотр или желание удержать внутренние цены на нефть — мы не знаем. А против «Норникеля» никаких санкций нет. Зато на фоне нестабильности Китай заметно нарастил импорт и, видимо, сейчас создает запасы палладия.
«СП»: Может ли Запад ввести санкции против палладия в будущем?
— Учитывая, что «Норникель» — это 40% всего мирового производства, вводить против него санкции со стороны Запада было бы, мягко говоря, опрометчиво. Они тем самым замкнут весь этот экспорт на Китае и странах Юго-Восточной Азии, которые санкциями пренебрегают. Палладий главным образом используется для автомобильных катализаторов двигателей внутреннего сгорания. Любые санкции против него просто станут ударом по автопрому, которому и так себя плохо чувствует в Европе, да и в США не в лучшем положении.
Другое дело, что в масштабе всей российской торговли экспорт палладия в США совсем не значительный. Что такое один миллиард долларов в масштабе всего российского экспорта? Кстати, именно поэтому санкции и не стали вводить. Москве это как укус комара, а неприятностей себе они могут причинить явно больше нанесенному вреду.
«СП»: Есть мнение, что палладий вообще становится не таким уж важным активом на фоне развития электромобилей, его цена уже упала более чем в три раза буквально за два года, поэтому «Норникелю», возможно, придется сокращать производство, чтобы поддержать цены, так ли это?
— Здесь есть несколько аспектов. Первый — финансовый. Поскольку рынок палладия очень узкий, его ценой легко манипулировать. Высокие цены на палладий, когда он стал стоить сильно дороже платины — это как раз аномалия. Оба металла имеют примерно одинаковое применение, и если палладий начинает становиться дороже, его пытаются заменить платиной, и наоборот. В свое время палладий стал активно использоваться в катализаторах именно потому, что платина была сильно дороже. Это случилось на фоне бума потребления автомобилей в развивающихся странах. В нормальной ситуации палладий должен стоить немного дешевле платины, мы почти к этому пришли.
Тем не менее, я не думаю, что роль палладия будет падать. Я не верю в тотальную электромобилизацию всей планеты. Это мода, которая затрагивает страны с высокой покупательной способностью населения. Электромобили делают города чистыми. В остальном это технология не энерговыгодная. Вы от чего электромобили заряжаете? От той же нефтяной электростанции. Вы все равно будете жечь нефть, газ или уголь. Есть, конечно, альтернативная энергетика, но она пока далека от того, чтобы стать основой энергобаланса.
Директор компании Toyota считает, что в будущем не более 30% автопарка планеты займут электромобили. Потому что остаются провинции Индии, Китая, Африки, где по мере экономического развития будет расти спрос на обычные машины с ДВС. Потому что кто будет в саванне создавать зарядные станции?
Спрос на палладий останется. Плюс, когда какой-то металл дешевеет, ему находится дополнительный спрос, наука же не стоит на месте. Так что за будущее «Норникеля» с точки зрения сбыта я бы не особо переживал. Его финансовое положение с учетом нынешнего налогового режима — это другой вопрос, оно далеко не блестящее.
«СП»: Почему бы тогда, пока спрос еще высокий, нам самим не запретить продавать палладий США и ЕС?
— Это не имеет смысла. Знаете, почему? Просто потому что китайцы купят наш палладий и перепродадут им. Никакие санкции в современном мире не работают. Они просто создают посредников, которые на них зарабатывают. В Сети можно найти видео с сухогрузом, который идет из Японии в США под японским флагом, и на нем стоят бочки с маслом и надписью «Лукойл». Никто даже бренд не скрывает. Что там проходит по таможенным накладным — кто знает?
На всех санкциях на российскую нефть, на золото, зарабатывают те, кто их обходит. То же золото сейчас запрещено к поставке в Лондон. Зато резко выросли наши поставки золота в Китай. Что делают китайцы? Покупают наши слитки, перебивают клейма на клейма своих банках, и они становятся легальными. Эта операция обходится в 2,5% от оборота. Вот 2,5% на нас и на покупателе заработали.
То же самое с нефтью и нефтепродуктами. До недавнего времени Индия была лидером по поставкам нефтепродуктов в Европу, и она же была импортером номер один российской нефти. А когда началась ситуация в Красном море с хуситами, ситуация резко изменилась, потому что это стало невыгодно.
Так что Россия, конечно, может ввести какие угодно санкций. Были идеи ввести санкции на палладий или, например, на поставки титана на Запад. Что, в принципе, логично, титан ведь используется в производстве крылатых ракет и самолетов нашими потенциальными противниками. Но жизнь такова, что они все равно его купят, просто через третьи страны. Это мир, в котором мы живем, где торговые войны затруднены, а возможны только локальные вооруженные конфликты, поверх которых страны все равно торгуют и поддерживают отношения.