«Могучий дракон» улетел от США и России на новых двигателях
На фото: истребители-невидимки J-20 (Фото: AP/TASS)

Китай оснащает авиабазы около границ и мегаполисов новейшими стелсами

Китайская армия завершила этап модернизации авиационного звена. С 2021 года производство истребителей пятого поколения J-20 развивается особенно быстрыми темпами, пишет издание Bulgarian Military. J-20 — один из всего лишь двух боевых самолетов своего поколения, который не только находится в производстве, но и может похвастаться численностью на уровне эскадрильи (его ближайшим аналогом считается американский F-35).

Прогнозируемая траектория роста предполагает, что поставки J-20 резко возрастут до 120 единиц в 2025 году. С увеличением поставок J-20 все больше бригад ВВС НОАК становятся свидетелями появления этого уникального истребителя-невидимки, который также называется «Могучий дракон».

Знаковым стал 2022 год, когда новейшие самолеты были поставлены сразу нескольким бригадам на важнейший тактических направлениях. Получили их, в частности, 6-я воздушная бригада авиабазы Чжэнчжоу и 111-я воздушная бригада в Синьцзяне, а затем 8-я авиационная бригада авиабазы Чансин, стратегически расположенная недалеко от Корейского полуострова.

4-я воздушная бригада также свои более новые истребители Shenyang J-11, которые поступили на вооружение китайских ВВС в 1998 году. Это вариант российского Су-27, производимого по лицензии. Стратегическое размещение авиабазы Фошань позволяет J-20 выполнять задачи противовоздушной обороны над Шэньчжэнем и Гонконгом, простираясь вплоть до военно-морской базы Лонгпо на острове Хайнань, который находится примерно в 500 км к юго-западу.

Эта китайская авиабаза имеет важное военное значение, поскольку на ней находится костяк национального флота атомных ракетных подводных лодок. Близость базы к Тайваню (всего в 700 км), который считается потенциальной горячей точкой, еще больше подчеркивает важность этого объекта, пишет Bulgarian Military.

ВВС НОАК впервые приняли «Могучего дракона» в свои ряды весной 2016 года, а 176-я авиационная бригада стала летно-испытательной базой для апробации новейшего истребителя. Почти два года спустя 172-я авиационная бригада в Цанчжоу (она стратегически расположена недалеко от оживленных городов Тяньцзинь и Пекин) также получила эти грозные самолеты.

Позже истребители приземлились на авиабазе Вуху, приписанной к 9-й воздушной бригаде. Именно эта авиабригада отличилась тем, что была последней эскадрильей, получившей базовые варианты «Могучего дракона», оснащенные двигателями на основе российских АЛ-31ФМ.

В конце декабря 2023 года «Могучего дракона» получили на авиабазе Дадзу близ города Чунцин, где дислоцируется 97-я авиационная бригада, а также на авиабазе Фошань в окрестностях Шэньчжэня (4-я авиационная бригада). Причем новые истребители заменили более старый самолет Chengdu J-7, который производился с 1965 года.

К концу этого десятилетия более 30 китайских бригад будут с гордостью демонстрировать свои истребители. Западные аналитики предположили, что стратегическое назначение о переоснащении китайских ВВС было направлено на то, чтобы послать сигнал как Японии, так и Южной Корее. Китай хочет недвусмысленно показать им, что нужно воздерживаться от участия в любых потенциальных конфликтах в Тайваньском проливе.

По своим характеристикам и возможностям «Могучий дракон» входит в число самых эффективных истребителей для ведения боя «воздух-воздух» во всем мире. Превосходство J-20 над другими истребителями пятого поколения в сочетании с его стремительно растущим производством делает «Могучий дракон» главным самолетом поколения, пишет Bulgarian Military.

Если посмотреть на другие армии, то просто нет другого истребителя, который мог бы сравниться с уровнем закупок J-20 ВВС НОАК. Дальность действия J-20 более чем в два раза превышает дальность действия любых истребителей на Западе и намного превосходит конкурентов по параметрам бортовой РЛС.

Ни американский F-22 Raptor с устаревшей авионикой и датчиками, ни какой-либо другой истребитель в мире не считаются технологически равными J-20. Отсутствие важных функций, таких как нашлемные прицелы или системы распределенной апертуры, на F-22 ставит его в существенное невыгодное положение по сравнению с J-20.

Авионика «Могучего дракона» сравнивается с авиоников F-35, не уступая ему по сложности. При этом китайский самолет обладает сверхкрейсерскими параметрами, имеет более высокую маневренность и способен нести большее количество ракет.

Когда основное вооружение J-20, китайские ракеты PL-10 и PL-15, были впервые приняты на вооружение в середине 2010-х, они затмили как американские, так и российские аналоги. Однако с тех пор ВВС США начали сокращать отставание в характеристиках, периодически закупая новые ракеты AIM-260, разработанные специально для противодействия огневой мощи «Могучего дракона».

Кроме того, китайцы поставили задачу полностью локализовать производство «Могучего дракона», избавившись от технологической зависимости не только от Запада, но и от России. Только в январе 2021 года новая модель истребителя, оснащенная полностью китайским двигателем WS-10C, появилась на авиабазе Аньшань в составе 1-й воздушной бригады. Место дислокации опять-таки было выбрано неслучайно: рядом с Ашанем находится Ляодунский и Западно-Корейский заливы, а также граница с Северной Кореей.

Однако в начала 2023 года в серийное производство поступил более новый двигатель WS-15. Именно он позволяет «Могучему дракону» добиться суперкрейсерских возможностей, вплоть до достижения скорости более 2 Махов. В перспективе это позволяет вести боевые действия на больших высотах, превышающих предел Армстронга (условная линия, выше которой нет органической жизни). Ожидается, что сверхкрейсерским WS-15 будут оснащены уже все китайские самолеты, поступающие в войска к середине 2025 года.

svpressa.ru

Добавить комментарий