Аудиторами проведена оценка деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению реализации подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», которая реализуется в рамках госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Хакасии и социальной сферы на селе». Проверка коснулась в том числе правомерности использования в 2020-2021 годах бюджетных средств, а также установления рисков, возникающих в ходе исполнения мероприятий.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
При разработке и формировании госпрограммы допущен ряд нарушений. В частности, система целевых показателей не характеризует достижение цели подпрограммы, а также не обеспечивает возможность проверки ее достижения. Это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на эффективность реализации мероприятий.
В 2020 и 2021 годах общий объем бюджетных средств, предусмотренный на реализацию мероприятий подпрограммы, составил 1 070 193,7 тыс. рублей, из них: 471 367,73 тыс. на 2020 год (исполнено – 99%), 598 825,9 тыс. на 2021 год (на 9 месяцев 2021 года исполнено – 27%), в том числе иные межбюджетные трансферты – 75 098,4 тыс. , внебюджетные средства – 228,8 тыс. рублей.
При проведении отборов муниципальных образований и заключении соглашений о предоставлении субсидий в 2020-2021 годах Минсельхозпродом РХ, Минприроды Хакасии, органами местного самоуправления допущены нарушения, свидетельствующие о ненадлежащей организации и проведении министерствами процедур отборов муниципальных образований, а также о недостаточной подготовке администраций МО к реализации мероприятий.
В 2020-2021 годах в рамках подпрограммы реализуются 2 основных мероприятия комплексного развития сельских территорий в 8 МО (Алтайский район, Аскизский район, Бейский район, Боградский район, Орджоникидзевский район, Усть-Абаканский район, Таштыпский район, Ширинский район), в том числе проводятся работы по устройству 213 объектов социальной сферы. Из них 27 объектов в 2020 году, 186 – в 2021 году.
При этом в 2 муниципальных образованиях (Бейский и Орджоникидзевский районы) проводятся лишь 2 из 6 возможных мероприятий, что снижает эффективность направления бюджетных средств на развитие сельских территорий по республике с учетом региональной характеристики, обозначенной Стратегией социально-экономического развития РХ до 2030 года.
В ходе проведения выездных осмотров на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств в 2 сельских поселениях (с. Белый Яр Алтайского района, с Калинино Усть-Абаканского района) выявлены расхождения фактически выполненных работ с утвержденной проектно-сметной документацией (с. Белый Яр). По 5 объектам работы ведутся с нарушением срока выполнения от 6 до 110 календарных дней (с. Калинино).
Оценка итогов проведения электронных аукционов по строительству 7 домов, предоставляемых по договору найма в вышеуказанных населенных пунктах, показала снижение цены закупки участниками аукционов в диапазоне от 3 до 13%, что может повлечь нарушения со стороны подрядчиков сроков выполнения строительных работ.
Кроме того, в Аскизском районе из 14 строящихся жилых домов, предоставляемых гражданам по договору найма, срок окончания строительства 13 домов перенесен на 2022 год. Строительство 1 дома (с. Аршаново Алтайского района) не осуществляется. Это влечет риск недостижения значений результатов использования субсидии по вводу жилья в объеме 3048 кв. м в 2021 году.
Нарушение сроков выполнения работ, а также их продление, в том числе является следствием выполнения подрядчиками работ по строительству одновременно в разных селах республики.
Также при реализации мероприятий допущены нарушения требований законодательства о закупках товаров работ и услуг.
В 2020 году все запланированные в рамках подпрограммы мероприятия выполнены в полном объеме. По состоянию на 01.10.2021 года фактическое исполнение мероприятий подпрограммы составило от 23 до 49%, что обусловлено текущей реализацией мероприятий, сроки выполнения которых не завершены по условиям муниципальных контрактов.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия исполнительным органам, а также органам местного самоуправления подготовлены предложения, направленные на устранение причин, способствующих возникновению выявленных нарушений и недостатков.