Президент России указом о природоподобных технологиях поручил правительству в течение полугода подготовить программу развития новой отрасли
Если в каких-то технологических отраслях мы отстаем, то нужно открывать те сферы, где мы можем стать лидерами. Так уже произошло с электронным правительством — не имея хорошей компонентной базы, мы все же создали принципиально новый сервис, который сейчас пытаются копировать в всем мире. То же касается средств IT-безопасности, где мы безусловные лидеры. А все начиналось с президентских указов о том, что за это дело нужно взяться.
И вот новый указ — от 02.11.2023 № 818 «О развитии природоподобных технологий в Российской Федерации». В течение полугода правительство совместно с учеными и инженерами НИЦ «Курчатовский институт» должны выработать критерии отнесения конкретных технологий к природоподобным, провести оценку их состояния в России и определить приоритеты их развития. Должен быть подготовлен план мероприятий, предполагающий создание передовой научной инфраструктуры, формирование кадровых ресурсов и проведение исследований в этой сфере.
Сроки реализации самого плана в поручении президента не указаны, но все федеральные программы и проекты, которые утверждаются в текущем году и планируются к принятию в будущем, датированы до 2030 года с перспективой до 2035 года.
Самое сложное — не почкование электроники
— Самое сложное в этом поручении Путина содержится в первых же словах текста указа — выработать критерии, то есть определиться, какие именно технологии мы относим к природоподобным, и развитие каких из них мы считаем целесообразным, — сказал «Свободной Прессе» ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. — Если нужно делать биокомпьютеры, которые станут сами размножаться, почкованием или как-то еще, то такие работы уже идут. Это не фантастика. Но нужно учитывать, что быстродействие вычислительных процессов у живых организмов ниже, чем у полупроводников. Поэтому поле применения таких компьютеров пока выглядит не очень широким. От целеполагания будет зависеть и то, относим ли мы искусственный интеллект к природоподобным технологиям. Если с той точки зрения, что он копирует работу человеческого мозга, то — можно отнести. А если говорить о том, что природоподобная технология не должна нарушать экологический баланс, то дата-центры потребляют очень много энергии, а ее генерация загрязняет окружающую среду. (От них исходит еще и крайне мощное СВЧ-излучение, — авт.). Поэтому добиться можно чего угодно, главное — четко выбрать цели.
Действительно, а что считать природоподобными технологиями? Международной трактовки этого понятия, кстати, нет.
В первые термин «природоподобные технологии» на высшем уровне был употреблен именно Владимиром Путиным 28 сентября 2015 года на 70-й сессии Генассамблеи ООН. Тогда президент России, обращаясь ко всему миру, сказал:
— Нам нужно идти к внедрению принципиально новых природоподобных технологий, которые существуют в гармонии с окружающим миром, продолжают его, а не наносят ущерб ему.
Иностранные переводчики в тот день адаптировали свовосочетание «природопобные технологии» двумя способами: «зеленые технологии» и «технологии устойчивого развития», хотя понятно, что Путин имел в виду нечто более конкретное. Впрочем, теперь вложить конкретику в это словосочетание поручено правительству и курчатовцам.
Что взять за пример курчатовцам
Перечислим самые распространенные трактовки природоподобных технологий, которые существуют в интернете, и попробуем их выстроить в порядке убывания популярности.
С большим отрывом первое место занимает технология, которой овладели древние китайцы — производства шелка при помощи разведения тутового шелкопряда.
На втором месте — липучка, которая сейчас используется в одежде, кошельках и сумках. Это изобретение принадлежит Жоржу де Местралю и его собаке, которая мучилась от репейника и крючковатых семян лопуха, когда они попадали в шерсть.
Третий по популярности — планер или дельтаплан, которые копируют поведение планирующей птицы. Сторонники этого варианта призывают не путать планер с экологически грязным самолетом.
Все остальные варианты вызывают нарекания. Это и искусственный интеллект, и лотосан — краска для самоочищающихся поверхностей, разработанная по результатам изучения строения листа лотоса — всегда чистых, несмотря на то, что растут в мутной стоячей воде. Однако краску производят на далеко не экологически чистых предприятиях химпрома. Как и поверхности, поглощающие свет, которые используются в солнечных батареях, а скопированы с крылышек насекомых.
Курчатовский институт — объект режимный, поэтому официального ответа: какие природоподобные технологии там считают приоритетными, нам не дали. Однако известно, что до сих пор акцент делался курчатовцами на экологически чистую энергетику, а также (совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН и при помощи исследователей на Международной космической станции) — на разработку биокомпьютеров.