Сегодня рубль продолжил укрепляться к доллару и евро на фоне разговоров о "добровольной" репатриации выведенной из России валюты крупнейшими корпорациями и госкомпаниями. В моменте пламя загасили, правда, концептуально проблема сохранилась до очередного повода, который нагрянет обязательно.
Произошедшее с рублём вскрыло ещё одну серьёзную проблему – национальная валюта не является валютой сбережения. С дефолта 1998 года, вдумайтесь в это, курс доллара вырос почти в 15 раз! То есть за четверть века рубль не просто опускали, когда таким способом исправляли допущенные ошибки, но и осознанно подрывали доверие к нему. Любые рассуждения про стабильность приводили к одному – обрушению. За четверть века ничего не изменилось в этом плане.
Не будет девальвации – твёрдо и чётко! И это я не просто говорю – всё это просчитано, контроль проводится каждые сутки,
- заявил в 1998 году тогдашний президент России Борис Ельцин.
А вот что говорит уже в 2023 году глава Центробанка Эльвира Набиуллина:
Если мы говорим о том, в чём сберегать, то я могу дать рекомендацию только про рублёвые сбережения. Рублёвые сбережения – это означает сохранение покупательной способности рубля. Сколько товаров и услуг вы можете купить на свои доходы, на заработную плату. И мы как раз проводим политику, направленную на то, чтобы сохранить покупательную способность рубля, рублёвых сбережений, рублёвых зарплат.
Вот так, как только на самом высоком уровне говорят про надёжность и стабильность – это означает, что пора готовиться к худшему. Очевидно, что сейчас проблему девальвации решили тактическим способом, в ручном режиме.
Возникшую валютную проблему надо решать комплексно – пересматривать механизм формирования Фонда национального благосостояния, отменять бюджетное правило, вводить ответственность ЦБ в связке с правительством не только за финансовую стабильность, но и за социально-экономическое развитие. Не на словах, а в реальности создать благоприятный инвестиционный климат в стране, откуда не убегают сломя голову. Снизить фискальную нагрузку.
Одним словом, работы много, но пока же много слов и минимум концептуальных решений. Сплошное "ручное" управление, которое не решает возникшие стратегические проблемы.