15 июля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО об электронном урегулировании убытков. Но заработают они только 25 июля. Несмотря на то, что страховщики уже готовы применять эти нормы, что они подтвердили "РГ".
Как это должно работать? Если участники ДТП решили оформить аварию по Европротоколу, они могут сделать это в электронном виде с помощью специальных мобильных приложений - "Помощник ОСАГО", "ДТП.Европротокол", "Госуслуги Авто". А также с помощью приложений самих страховых компаний. Через них может быть направлено извещение о ДТП.
Но с 15 июля по закону появляется еще и возможность направлять заявления по прямому возмещению убытков в свою страховую компанию, а также все необходимые документы через портал Госуслуг и через мобильное приложение "Госуслуги Авто". То есть, по сути это убирает один лишний визит к страховщику. После этого именно страховая компания согласует с заявителем дату, время и место проведения осмотра автомобиля для установления суммы ущерба. Это потребует визита либо к страховщику, либо к оценщику, назначенному страховой компанией. Все дальнейшие согласования могут проходить на Госуслугах. Или в личном кабинете страховой компании.
Однако именно часть с заявлением с 15 июля не заработает. Почему? Тут дело в некотором бюрократизме. Дело в том, что одних поправок в закон для его реализации недостаточно. Требуются подзаконные акты. Однако Указание Центробанка было согласовано минюстом 13 июля. Само Указание опубликовано 14 июля.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Центробанка, порядок и сроки обмена документами в рамках электронного урегулирования и единообразный подход к обработке страховщиками электронных документов определены нормативными актами Банка России. Документы опубликованы 14 июля. Они вступят в силу 25 июля.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Министерства цифрового развития, в ведомстве создали технические условия для работы этого сервиса. В настоящий момент страховые компании активно подключаются и тестируются. Нормативный акт зарегистрирован 14 июля и через 10 дней вступит в силу.
То есть, до 25 июля соответствующей кнопки в Госуслугах не появится. Между тем, страховые компании готовы работать с таким сервисом уже сейчас.
- Мы завершаем все необходимые мероприятия, обозначенные Банком России и Минцифрой, и к 15 июля будем готовы получать заявления, если их начнут направлять из ЕПГУ наши клиенты, - сообщили в пресс-службе страховой компании "Росгосстрах".
- Компания готова получать в электронном виде заявления от автовладельцев об урегулировании убытков по ОСАГО через Единый портал госуслуг. Достаточно заполнить заявление, приложить необходимые документы и после подписания электронной подписью, обращение будет направлено в страховую компанию. Однако следует отметить, что потерпевшему необходимо установить на свой смартфон приложение "Госключ", без этого подписание заявления невозможно. После получения комплекта документов страховая компания направит в личный кабинет автовладельца на едином портале государственных услуг подтверждающий статус, - отметила начальник управления сопровождения урегулирования СПАО "Ингосстрах" Дарья Шведова.
- Через Госуслуги урегулирование будет дистанционным. При этом "АльфаСтрахование" и ранее предоставляла своим клиентам возможность дистанционного урегулирования по ОСАГО. С 2017 года это можно сделать через мобильное приложение компании, - рассказал директор департамента страховых выплат компании Александр Харагезов.
Готовность к работе с завтрашнего дня подтвердили в Страховом доме ВСК, а также в компании "Согаз".