Участие в госзакупках должно было стать эффективным способом получить заказ с гарантированной оплатой из бюджета. Интерес к этим торговым процедурам поначалу вырос, но с течением времени к процессу стало возникать немало вопросов и претензий.
Практически половина нарушений в сфере закупок, о которых еще в 2020 году говорила Счетная палата, связаны с обоснованием цены и достоверностью информации. Кроме этого СП обращала внимание на недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок.
В числе ключевых характеристик системы назывались: преобладание неконкурентных способов закупок, нестабильный уровень конкуренции и недоверие участников рынка.
Аудиторы уточняли, что функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур. По сути, это не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 с законом № 94, которому и пришел на смену 44-ФЗ.
Тогда все объяснялось тем, что бумажные процедуры отнимали у заказчиков время, а от поставщиков требовали дополнительных затрат. При этом и те, и другие потом вспоминали, что 94-ФЗ был прост, по нему сложилась административная практика, а сам процесс был отработан.
В том же 2020 году премьер-министр Михаил Мишустин указывал на то, что количество способов закупки, прописанных в 44-ФЗ, нужно сократить в несколько раз.
А в мае 2021-го председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «более вредительского, чем 44-й закон, у нас в стране не существует».
«Государство — это религия. И тут важно, какая у тебя паства. Этот принцип тут хорошо действует. Есть группы чиновников, которые непосредственно лоббировали данный 44-ФЗ. Поэтому тут все зависит от того, как закон действует в кругу этих самых людей и для этих людей. Для общей массы предпринимателей 44-ФЗ существовать и при этом не мешать не может», — пояснил в интервью «Свободной прессе» предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко.
По его словам, для бизнеса проблем с законодательством, похожих на ситуацию с 44-ФЗ, много. В качестве примера Потапенко приводит НДС. Он уверен, что российская экономика сегодня находится в положении, когда этот налог не нужен.
«Когда его принимала команда Егора Гайдара, было понятно, для чего это делается. Налог на все, даже налог с налога. Последние лет 7−8-9 НДС точно необходимо сменить на налог с продаж. И об этом многие говорят. Но это штука тоже неотменяемая, поскольку тем же Минфину или ФНС выгоден один единый налог с невероятной собираемостью, который просто администрируется. Поэтому в России есть много фундаментальных проблем. А 44-ФЗ — нормальная чиновничья борьба. Чиновник чиновнику глаз не выклюет», — подчеркнул Потапенко.
Экономисты и предприниматели не раз говорили, что главной сложностью системы госзакупок оказывается то, что на работу с ней уходит очень много времени. Заказчики и поставщики выполняют массу электронных операций, чтобы провести закупку или поучаствовать в ней. При этом времени мало, а цена любой ошибки — штраф.
Недавно президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.04.2023 N 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, увеличивается до 10 миллионов рублей начальная (максимальная)
цена контракта, в пределах которой допускается применение электронного запроса котировок. Повышается до 5 миллионов рублей цена контракта, в пределах которой допускается проведение малых закупок с использованием электронного магазина.
Ранее Потапенко говорил: для того, чтобы бизнес стал не опасным для потребителя должна существовать жесточайшая конкуренция, которая в России устраняется государством.