В НАТО обеспокоены тем, что Россия в рамках спецоперации может уничтожить критически важную инфраструктуру, включая подводные кабели, в Атлантике, а также в Северном и Балтийском морях. Это обернётся катастрофой для западной экономики, учитывая, какой объём средств ежедневно проходит через эти подводные интернет-каналы.
Помощник генсека НАТО по разведке и безопасности Дэвид Кэттлер предупредил о том, что в рамках СВО Россия "может нацелиться на критически важную инфраструктуру, чтобы нарушить жизнь Запада и получить рычаги воздействия на те страны, которые обеспечивают безопасность Украины", включая подводные интернет-кабели.
По его словам, среди них есть около 400 сверхважных кабелей, через которые ежедневно осуществляются трансакции на сумму около 10 триллионов долларов. Кэттлер заметил, что российские спецслужбы активно картографируют эту инфраструктуру, и это представляет угрозу для экономического стержня Запада. Китай также является значительным игроком на морском дне. Поэтому союзники по НАТО внимательно следят за ситуацией, подчеркнул Кэттлер.
Сам же Китай не менее пристально следит за Америкой. И обнаружил, что американские спецслужбы разработали особое программное обеспечение, которое не требует телефонного кабельного или спутникового подключения и может легко скрываться от любой формы государственного наблюдения. На эту тему в КНР был опубликован специальный доклад. Оказывается, что, используя эти сетевые технологии, ЦРУ США на протяжении длительного времени тайно осуществляло "мирную эволюцию" и "цветные революции" по всему миру, а также шпионило и воровало данные пользователей.
В докладе сказано, что именно ЦРУ стоит за организацией "цветных революций" в Грузии, Киргизии, на Украине, Ближнем Востоке и Тайване. Кроме того, американцы пытались создать политическое напряжение в Азербайджане, Белоруссии и ранее в Ливане и Мьянме.
О каком же секретном программном обеспечении может идти речь? Ведущая "Первого русского" Елена Афонина поговорила об этом со специалистом по технической и информационной безопасности Сергеем Трухачёвым в эфире программы "Мы в курсе".
Действовали через "мягкую силу"
Елена Афонина. О каких новейших разработках идёт речь в этом докладе?
Сергей Трухачёв: В Америке есть устоявшееся выражение "софт пауэр" (soft power переводится как "мягкая сила". — Ред). Это американская технология взятия власти в чужой стране и её передача нужным в данный момент людям. Технология так называемых переворотов. Так же как в своё время артиллерия изменила природу войны во времена Никколо Маккиавели, технология дала возможность изменить способ ведения ненасильственных конфликтов.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Я внимательно изучил тот доклад. В целом там порядка пятидесяти хакерских группировок — достаточно крупных. Их первое упоминание, первый след, датируется 2007 годом. Что, на самом деле, само по себе достаточно вызывающе. Касательно технологий — очень много имеющихся возможностей, но в докладе о них не упоминается. Я могу предположить, что, скорее всего, это так называемые "пи-ту-пи", или мессенджеры с шифрованием. Это такие как qTox, jabber, Matrix, Tor. Кроме того, в последнее время идёт общение в онлайн-играх. Если нужно каким-то политикам обсудить важную информацию, они выбирают какую-то непопулярную онлайн-игру, и в чате этой игры спокойно могут обсуждать. Понятное дело, какими-то условными знаками, не напрямую.
Но мне доподлинно известно, что, действительно, есть такой факт использования даже онлайн-игр и текстовых. Потому что это достаточно проблематично отследить. Что спутниковые, что "пи-ту-пи"-мессенджеры. И здесь только по каким-то следам можно обнаружить работу таких организаций.
Китайцы оказались умнее
— А как Китаю удалось вскрыть то, что Америка пыталась сохранить в тайне?
— Они действительно пытались это сделать. Это же первый доклад? А работают они с 2007 года. То есть прошло много времени. А как они узнали? Они сравнили коды образцов, поведенческие отпечатки пальцев и другую информацию. Технические детали в целом сравнивали с полученной ранее информацией.
Более того, многие атаки были осуществлены в часовом поясе США. Одно дело, когда это имеет какой-то небольшой временной промежуток, одна-две операции. Но большая часть, как сказано в отчёте, проводилась в часовом поясе США. И по каким-то отпечаткам, по каким-то кодам образцов они это выявили.
И выяснилось, что, действительно, существует 50 организаций. Из них они выделили две — это "Си-39" и "Си-40". О них многие писали. Но Китай, скажем так, выявил, что Центр анализа угроз в целом обеспечивает быстрый реверсивный корреляционный анализ путём интеграции массивных больших данных. И они первые это всё раскрыли. Я думаю, сейчас у тех, кто направлял эти организации, сильно горит одно место. Потому что, по сути, их взяли с поличным. И откреститься от тех данных, которые они разместили, достаточно сложно.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Схемы Сороса живут долго
— Получается, американские вопли, что все вмешиваются в их политику, что идут хакерские атаки, — это дымовая завеса? Как воспринимать эту мнимую "уязвимость" США?
— Когда мы говорим про "цветные революции" и след американский, невольно вспоминаются имя и фамилия Джорджа Сороса. Это американский трейдер и валютный спекулянт. В Белом доме написали петицию против него, и она набрала более ста тысяч подписей. Так вот, он был одним из ключевых спонсоров многих мировых революций. Он сыграл ведущую роль в обрушении валюты в нескольких странах. В России тоже были его фонды, но сейчас они запрещены.
Как велась деятельность? Это стандартная практика США. Создаётся фонд в другой стране, где под предлогом какой-то благотворительной или обучающей деятельности работает эта организация. И через информацию они набирают аудиторию. Есть, к примеру, российские блогеры, которые берут интервью у известных людей, набирают свою аудиторию. А через какое-то время их спонсоры просят подавать информацию немного под другим соусом. Немного коррелировать то, что они дают аудитории.
Это делается ненасильственным способом, а максимально нативно. И так, шаг за шагом в голову людей встраивается определённая мысль о том, что есть хорошо, а что плохо. Не все люди умеют критически мыслить и отделить: что есть хорошо, что плохо.
Вот таким способом Америка достаточно длительное время проникает в другие страны, организуя такие фонды. Поэтому что бы они ни говорили, их давно уже поймали за руку. И не им говорить, уж точно…
— Вы сами сказали, что методички Джорджа Сороса и Джина Шарпа превосходно действуют. Зачем тогда эти новейшие навороты, для кого они нужны?
— А это как альтернативный шаг. Поскольку никогда до конца не известно, какая технология и сколько проработает. Идти по одной методологии длительное время было бы достаточно опрометчиво. Поэтому они и внедряют различные инструменты. Схемы Сороса живут уже долго, и я не знаю, сколько ещё они проработают. И почему бы не подключить новейшие технологии?
Тем более что возможности у Америки, к сожалению, действительно есть — как технологические, так и информационные.
Я думаю, что это дополнительный инструмент, который они будут внедрять. Хорошо, что этот доклад выпустили. Я знаю, было очень много противников его выхода. Сразу же начались скандалы в определённых кругах. Потому что когда публикуют такую информацию, лавина накрывает многих. После такого доклада начинают копать ещё глубже. Поверьте, мы сейчас узнаем ещё больше о тотальной слежке, о фондах, которые действовали на территории нашей страны и других шпионских [организациях]. Шапка у них горит. И, я думаю, это только начало.
Следят за каждым
— По поводу слежки. Глава объединённого комитета начальников штабов США Марк Милли сказал, что "они переживают фундаментальное изменение характера войны, обусловленное технологиями, и прежде всего это высокоточные припасы и вездесущие датчики". То есть используется изменение способности видеть. Отслеживается каждый, кто носит фитчасы или айфон с собой.
— Так и есть. Если вы носите с собой айфон, если у вас есть фитнес-часы или робот-пылесос, умный дом. Это всё собирает информацию. Более того, когда вы покупаете устройство, то при авторизации подписываете определённую политику конфиденциальности. Её почему-то никто не читает.
Но если потратить время и прочитать те же инструкции к продуктами Apple, какие данные они собирают, то многие после прочтения выкинут этот телефон и больше никогда не будут им пользоваться.
От этого достаточно сложно уйти ввиду цифровизации, которая уже всюду проникла. Мы к этому привыкли, и отказаться уже сложно. Вопрос в минимизации определённых данных, которые не стоит хранить ни в телефоне, ни в ноутбуке, ни в гаджетах. И помнить, что если вы что-то храните в телефоне, то по умолчанию к этому может получить доступ другой человек и другое государство. С этим просто нужно жить.
— А те гаджеты, которые у нас рядом?
— Они нас слушают и собирают данные о нас, о наших передвижениях. Если Америка захочет, она сможет запустить свои щупальца ещё глубже. Конечно, это нехорошо. Лично я никакую ценную информацию тут не храню. Это просто альтернативный способ связи. Но опять же всегда есть более безопасные методы, чтобы чуть-чуть усложнить им сбор моих данных.
— Спасибо.