И госбюджет, и его дефицит — фикция, утверждают независимые экономисты
Дефицит федерального бюджета России по итогам апреля вырос на триллион рублей и превысил план на весь 2023-й, следует из данных Минфина. Всего с января по апрель дефицит составил 3,4 трлн руб., что почти на 850 млрд больше, чем запланировали власти на год. Изначально Минфин ожидал, что дефицит составит 2,925 трлн руб., или 2% ВВП.
Для покрытия дефицита власти, согласно бюджетному правилу, используют средства Фонда национального благосостояния, напомнил Минфин. При этом доходы бюджета за четыре месяца составили 7,782 трлн руб., что на 22% ниже объема поступлений за тот же период 2022 года. Ведомство объяснило это, прежде всего, сокращением нефтегазовых доходов.
По статистике, нефтегазовые доходы снизились с начала года на 52,3% и составили всего 2,282 трлн рублей. Минфин связал такое падение с высокой базой 2022 г., снижением цен на нефть марки Urals и падением объемов экспорта природного газа. При этом в ведомстве утверждают, что динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, которая соответствует их базовому уровню — 8 трлн руб. в год. «Уточнение механизма определения базы „нефтяных“ налогов и сокращение ценовых дисконтов» позволят восстановить поступления от нефтяного сектора, особенно во втором полугодии.
Зато ненефтегазовые доходы бюджета за четыре месяца выросли на 5% и составили 5,5 трлн рублей. В то же время, расходы в январе-апреле Минфин оценил на уровне 11,206 трлн руб., что превышает показатели аналогичного периода 2022 г. на 26%.
Несмотря на такие цифры, в Кремле заверили, что ситуация с дефицитом бюджета — под контролем. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 11 мая заявил, что необходимый запас прочности есть.
«У нас на самом деле достаточно хорошие макроэкономические показатели. Об этом неоднократно говорил и тот же Минфин, и президент на экономических совещаниях, которые регулярно проводит глава государства. Поэтому в данном случае ситуация абсолютно контролируемая и есть необходимый запас прочности по разным параметрам», — отметил пресс-секретарь президента.
Как ни странно, на сей раз опрошенные «СП» экономисты согласились с Песковым. По их словам, на самом деле у страны еще много источников наполнения бюджета, более того, он изначально был спланирован нереалистично и не учитывал как повышение расходов, так и снижение доходов.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин заявил «СП», что проблема дефицита бюджета в России надумана и денег в стране более чем достаточно, проблема в том, чтобы грамотно их использовать.
— Даже люди в «Единой России», которые агитировали Госдуму поскорее принимать этот бюджет, объясняли это так: «Бюджет фиктивен, поэтому давайте принимать его побыстрее». Поэтому сравнивать реальные цифры с планом смысла не имеет. То, что у нас в апреле дефицит составил триллион рублей — совершенно нормальное явление, учитывая, что у нас в Фонде национального благосостояния на 1 апреля валялось 11,6 триллиона и еще непонятное количество триллионов было «заныкано» по бюджетным депозитам и остаткам на счетах, которые не включаются в эту статистику.
Так что проблем с деньгами у федерального бюджета нет никаких. Есть проблема с неадекватной бюджетной политикой, с неадекватной политикой в отношении регионов, но это проблемы, которые легко исправляются нормализацией управления.
«СП»: То есть источники для восполнения дефицита бюджета есть?
— Можно засунуть руку в левый карман. Можно засунуть руку в правый карман. Можно одолжиться у крупных банков. Можно одолжиться у Банка России через другие крупные банки. Это вообще не проблема. Денег у федерального бюджета очень и очень много.
«СП»: Если деньги есть, почему тогда в бюджете заложены такие цифры и возникают вопросы о дефиците?
— Это стандартный либеральный подход, который заключается в том, что деньги России не должны служить России. Задача либералов во власти — блокировать развитие страны. Соответственно, нужно кричать о том, что денег нет, просто для того, чтобы не допустить их использование для нормализации инфраструктуры и социальной политики. Вот и все.
Все разговоры о том, что дополнительные траты приведут к инфляции — это бред. Посмотрите, у нас в прошлом году расходы бюджета выросли почти на 6 триллионов рублей. Никакого инфляционного эффекта это не оказало. Практика блестяще подтвердила экономическую теорию. Запугивание, что мы не можем гарантировать людям прожиточный минимум, потому что это вызовет инфляцию — просто ложь, сознательная ложь, прикрывающая людоедство.
Депутат Госдумы, кандидат экономических наук Сергей Обухов полагает, что есть множество дополнительных источников наполнения бюджета, но для их использования нужна политическая воля.
— Это, прежде всего, вопрос к Минфину и правительству, которые предлагали соответствующие бюджетные разработки. Да, мы видим, что более чем вполовину сократились поступления от нефтегазового комплекса. Ценовой беспредел и ограничение цен на наши энергоносители тоже сказываются на бюджетных доходах. Мы видим, что зерновая сделка и экспорт удобрений не работают. Так что политические ограничения у нас есть.
Но кроме того, мы видим, что до сих пор не решен вопрос о добровольном взносе наших олигархов. Уже полгода на эту тему идут разговоры, а решение не принимается. Все предложения по наполнению бюджета, которые были у КПРФ, не принимаются во внимание, начиная от национализации оптовой торговли винно-водочными изделиями. Все помнят, что хоть при царе-батюшке, хоть при Советской власти треть бюджета приходилась на так называемые водочные деньги. Пить люди меньше не стали, и почему эти деньги уходят олигархам — непонятно.
По-прежнему не принимается прогрессивная шкала подоходного налога. Как щадили наши власти олигархов, так и щадят, даже с разовым взносом ничего не получается.
Наконец, нужно разбираться со всеми этими дивидендами, офшорами, выводом капитала — здесь непаханый край работы. Нужно смотреть, как работают все указы, как применяются обходные маневры в торговле энергоносителями и сколько денег в итоге возвращается в страну.
«СП»: Удастся стабилизировать ситуацию с дефицитом без этих мер?
— Если и дальше действовать в той схеме, которую сейчас предлагает Минфин, то дефицит федерального бюджета и дальше будет расти. Нужно переходить к мерам, которые предлагает оппозиция, но это затронуло бы классовые корни режима. Как известно, ворон ворону глаз не выклюет. Разве что, если совсем уж прижмет, а, как мне кажется, сейчас ситуация к этому и подбирается.
Сейчас куда ни кинь в финансовой системе — всюду клин. Традиционные меры, которые предлагает оппозиция, не принимаются, при этом ворота для вывода капитала из страны открыты.
При желании мы нашли бы средства и на социальные проекты, и на оборону, и на все, что нужно. Бюджет развития КПРФ предполагает его трехкратное увеличение. Посмотрите на цифры по вывозу капитала — они растут и растут, а власти нам объясняют, что это какие-то случайные флуктуации (ЦБ в апреле сообщил, что отток капитала из России в 2022 г. ускорился в 2,9 раза по сравнению с годом ранее — до 227 млрд долл., при этом вывод денег из страны по «сомнительным» основаниям составляет всего миллиард долларов — «СП»). Так что наведение порядка в государственных финансах никто не отменял.