Запрет продаж драгоценных камней из РФ приведет к дефициту на рынке, но их просто будут возить чемоданами
Представители Госдепартамента и Еврокомиссии обсудили с алмазным бизнесом, как лишить Россию доходов от продажи драгоценных камней.
Консультациями руководили координатор санкционной политики Госдепартамента США Джеймс О’Брайен и заместитель еврокомиссара по вопросам торговли Дени Ридонне. Как сообщило американское внешнеполитическое ведомство, они донесли до ведущих представителей индустрии из США и Европы важность участия отрасли в будущих импортных мерах, связанных с Россией, в том числе в отношении бриллиантов.
«Россия продолжает зарабатывать миллиарды долларов на торговле алмазами, и беседа сосредоточилась на наиболее эффективных способах прервать этот поток доходов», — говорится в заявлении Госдепа. В ведомстве пообещали продолжить добиваться экономических негативных последствий для России.
В прошлом году президент США Джо Байден уже запретил импортировать необработанные алмазы из России. Министерство финансов США также ввело санкции в отношении российской алмазодобывающей компании «Алроса» и ее дочерних фирм. Тем не менее, другие страны продолжают покупать российские алмазы. Прежде всего это Индия, в которой развита индустрия обработки драгоценных камней.
Ее предприятия покупают российское сырье, а затем перепродают уже обработанные камни в другие страны, причем они больше не считаются российскими, поэтому даже формально не нарушают американские санкции.
Хотя, как еще в мае утверждало агентство Bloomberg, часть индийских огранщиков стала отказываться от камней из России из-за создавшейся неопределенности, и была готова указывать происхождение каждого камня и перенаправляя алмазы из России на рынки Китая, Юго-Восточной Азии или ОАЭ.
Кроме того, компания Tiffany, принадлежащая сейчас LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, распространила запрет на бриллианты российского происхождения независимо от того, где они были огранены.
Однако и страны Запада не гнушаются российскими алмазами. Так, в преддверии Дня святого Валентина 14 февраля Бельгия нарастила импорт необработанных российских алмазов на 25%. Согласно статистике Министерства экономики и труда страны, сумма импорта в январе текущего года составила 132 млн евро, а за аналогичный период годом ранее данный показатель достиг только 97 млн евро. В феврале 2023 года импорт оценивается в 61 млн евро.
В конце января премьер-министр Бельгии Александер де Кроо заявил, что страна выступает против запрета на поставки в Евросоюз российских алмазов. По его мнению, такие меры должны приниматься на мировом уровне, потому что без глобальной системы отслеживания происхождения алмазов они все равно «найдут дорогу на рынок». Не случайно Евросоюз так и не смог договориться о том, чтобы включить ограничения против российских алмазов в самый свежий, десятый пакет санкций.
Более того, согласно статистике Кимберлийского процесса (KP), после начала спецоперации Россия даже нарастила прибыль от экспорта алмазов за счет роста экспорта в ЕС, особенно в Бельгию, а также в Армению и Белоруссию.
Сама компания «Алроса», на долю которой приходится 27% мировой и 95% российской добычи алмазов, с марта этого года не публикует данные о продажах. По данным КР, во втором квартале 2022 года объем российского экспорта алмазного сырья составил 1,11 млрд долл. по сравнению с 1,01 млрд долл. в первом квартале 2022 года и 1,09 млрд долл. во втором квартале 2021 года. Эти суммы включают как алмазы ювелирного качества, так и технические.
Данных за третий и четвертый кварталы 2022 года на начало марта у КР еще не было, но, по оценкам экспертов, они тоже покажут рост. При этом нужно признать, что объем российского экспорта снизился — во втором квартале 2022 года он составил 9,4 млн каратов против 11,9 млн каратов за аналогичный период 2021-го. Но Россия выиграла в стоимости — средняя цена за карат выросла с $91 до $119.
Это подтверждается и другими данными. Например, по информации Минпромторга Индии, в марте импорт необработанных алмазов составил 209 тыс. карат, что вдвое меньше, чем в марте 2021 года. Всего с января по март Россия поставила в Индию 718 тыс. карат, что на 45% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (1,3 млн карат). В денежном выражении импортируемые в Индии алмазы из РФ в марте подорожали на 27%, до $78 млн.
В итоге, хотя российский рост был меньше, чем у других известных производителей, например, De Beers (+24% в первом полугодии), он все же есть. При этом, по словам экспертов, даже США, куда прямые продажи действительно прекратились, продолжают интересоваться российскими камнями, просто «деньги направляются по другим маршрутам».
Ведущий аналитик «Открытие Инвестиции» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков пояснил «СП», что любые запреты будут иметь смысл только если к ним присоединятся большинство стран мира, но в этом случае на рынке алмазов воцарится серьезный дефицит, поэтому вряд ли Азия, включая арабские страны, пойдет на такие ограничения. А без их участия западные страны разве что накажут сами себя и будут вынуждены покупать алмазы в несколько раз дороже.
— Алмаз — это очень компактный продукт, который, в отличие от нефти, не требует перевозки крупнотоннажными судами, огромными самолетами и так далее В свое время драгоценные камни считались одной из наиболее удобных форм перевозки валют, в том числе для осуществления тайных операций в любой из страны мира.
Транспортировка алмазов на любой из рынков Азии, где драгоценности пользуются не меньшим спросом, чем в Европе и США, труда не составляет. Более того, если даже брать европейский рынок, та же Бельгия выступает категорически против запрета российских алмазов, считая, что это ни к чему не приведет, зато у них из-за этого несколько сот человек могут лишиться работы.
Как и Бельгия, центрами огранки драгоценных камней являются такие юрисдикции, как Гонконг, Мумбаи, Калькутта. Это места, которые исторически известны работой ювелиров. Через эти рынки без особого дисконта российские камни могут уходить к потребителям в азиатских странах. Это продукция достаточно эксклюзивная, и, что касается крупных камней, там дисконтов вообще не предусмотрены.
Проблема не в них, а в мелких камнях и в сырье для промышленности — бриллиантовой крошке, которая часто поставляется из России. Кроме того, из РФ приходят технические алмазы, которые часто используют те же германские инструментальщики для точильных станков, обрабатывающей техники.
Даже если Европа и США запретят эти поставки, Германия будет закупать дополнительные партии алмазов из Намибии, Ботсваны, откуда угодно, просто это будут алмазы не только африканские, но еще и российские.
«СП»: Сможет ли Запад заменить российские алмазы?
— В мире есть только два крупных производителя алмазов — De Beers, который занимается Южной Африкой, и наша «Алроса». Больше таких крупных источников камней в мире нет. Если мы хотим получить абсолютно дефицитный и очень дорогой рынок, то, пожалуйста, можно отменять российские алмазы. Но тогда они будут пользоваться еще большим спросом, как и российская нефть, потому что будут дешевле, чем алмазы из Южной Африки.
Могу описать приблизительную схему того, как это может работать. Мы имеем золотодобывающие компании, которые продают золото в очень больших слитках. Они не очень чистые, не очень красивые, большие такие кирпичи. И эти компании не знают и не хотят знать, куда девается их золото. Оно проходит через руки нескольких трейдеров, а потом оказывается на рынке Индии или Китая. То же самое может происходить и с российскими алмазами.
«СП»: Возможно ли создание какой-то глобальной системы отслеживания, которая помешает продаже российских алмазов?
— Если бы говорим о бриллиантовой крошке, то есть самых мелких алмазах, конечно, никакой учет там невозможен. Можно определить только самое общее качество, показатели прозрачности и преломления. Но это никому не интересно, такая крошка может просто поставляться в чемодане через Стамбул в любую страну Европы и мира.
Если же речь идет о так называемых коллекционных, то есть дорогих камнях, здесь происхождение скрыть очень сложно, потому что у каждого такого камня есть своя история добычи и продажи. Но даже если США и Европа их отменят, это совсем не значит, что от этих камней готовы будут отказаться арабские шейхи или китайские миллиардеры. Смысла в этих запретах нет, потому что камень будет реализован на азиатском рынке, а потом может оказаться еще дороже и привлекательней для европейских коллекционеров, потому что запретный плод сладок.
Есть еще одна категория камней — сертификационные алмазы, которые не являются коллекционными, но и не являются бриллиантовой крошкой.
Тут ситуация сложнее, потому что у них можно определить химический состав, который может указать на их якутское происхождение. Если весь мировой рынок согласится на их запрет — это одна история, если же речь только об ограничениях Европы и США, это станет очередным способом наказать самих себя.
Пока работают рынки в Азии, арабских странах и Латинской Америке никакие запреты такого компактного товара, как алмазы, никого беспокоить не будут, потому что достаточно вывезти маленький чемоданчик бизнес-классом в Пекин, оттуда в Дубай, где камни будут проданы на аукционе.