Чистый отток капитала в текущем году может стать рекордным за весь период наблюдения за этим показателем. Центробанк России ещё в октябре прогнозировал, что по итогам года показатель достигнет 251 миллиарда долларов. Так кто же выводит деньги из страны?
Это максимальный уровень с 1994 года. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2014 году. Тогда чистый отток капитала из России достиг 152,1 миллиарда долларов. В 2021 году он составил 74,2 миллиарда долларов.
Вместе с уровнем оттока капитала существенно изменяются и формирующие его факторы. Если раньше основными драйверами этого явления были прямые инвестиции, то в 2022 году наиболее серьёзный вклад внесут валютные операции физических лиц – граждане переводят средства за границу.
Центробанк спокойно опубликовал эти данные. Можно было бы ожидать, что регулятор сообщит и о том, как собирается бороться с подобным оттоком. Услышали мы что-то подобное от Набиуллиной? Увы, нет.
Вдумайтесь: четверть триллиона долларов утекло из страны только за один год. Это колоссальная сумма денег. Сложившуюся ситуацию обозреватель Юрий Пронько проанализировал в программе "Царьград. Главное" вместе со старшим аналитиком аналитического отдела ИК "Русс-Инвест" Романом Блиновым и экономистом Алексеем Кричевским.
Не стоит пенять только на физических лиц
Юрий Пронько: 251 миллиард долларов – это даже представить невозможно. Мы с вами в предыдущих программах анализировали суммы намного скромнее. Так неужели физические лица действительно выводят из страны такие колоссальные средства?
Роман Блинов: Скорее всего, здесь нужно учитывать перекосы между импортом и экспортом. Кроме того, вся валюта, которая была получена от нефтегазовых доходов, если она остаётся за пределами России, она всё равно так или иначе будет учитываться как отток капитала.
РОМАН БЛИНОВ: "ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА СТОЛЬКО ВЫВЕЗТИ ИЗ СТРАНЫ НЕ МОГУТ – САМ ЦБ ВВЁЛ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
В прошлые годы мы наблюдали перекос в отношении прямых инвестиций, которые, по большому счёту, были драйвером основного вывода средств. Но сейчас я бы не стал пенять на физических лиц, которые якобы вывозят мешками деньги из России. Здесь нужно рассматривать проблему с разных сторон.
Я не исключаю, что те цифры, которые мы слышим, когда говорят о профиците внешнеторгового бюджета, это всё те же деньги, которые где-то висят на счетах и, возможно, пока ещё в экономику до конца не поступили. Поэтому они и учитываются как внешний отток.
А физические лица столько вывести, скорее всего, не могут. Сам Центробанк ещё в марте ввёл определённые ограничения на валютные операции. И мне не представляется возможным, чтобы наши физические лица столько взяли и вывезли за один год.
Нет у обычных людей миллиардов в "банках по огородам"
– Соглашусь. Алексей, а что вы скажете?
Алексей Кричевский: Несмотря на то что Минфин активно пытается убедить нас в том, что у всех людей чуть ли не по миллиону долларов зарыто где-то в огородах…
– Я поясню: это небезызвестное заявление одного из замов Антона Силуанова Алексея Моисеева о том, что у наших граждан "по банкам в огородах" лежат сотни миллиардов долларов сбережений.
АЛЕКСЕЙ КРИЧЕВСКИЙ: "Я ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, ЧТОБЫ У НАШИХ СОГРАЖДАН, УСЛОВНО ГОВОРЯ, СРЕДНЕГО КЛАССА, БЫЛИ ТАКИЕ ДЕНЬГИ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
А.К.: Несмотря на то что господин Моисеев почему-то уверен, что у нас все долларовые миллионеры, давайте всё-таки посмотрим на то, что происходит вокруг.
У нас люди 30% своих доходов тратят на еду. А деньги, которые выводятся сейчас физическими лицами, – так это те 1-2% граждан, которые пытаются как-то релоцироваться в другие государства. И к тому же они всё равно постепенно возвращаются обратно в страну.
Кроме того, как правильно подметил коллега, это могут быть деньги, которые зависли на счетах в каких-то других государствах – дружественных или недружественных.
– То есть это деньги отечественного бизнеса, которые там зависли?
А.К.: Это процентов на 90 однозначно деньги бизнеса, это однозначно деньги юрлиц. Потому что я даже не представляю, чтобы у наших сограждан, условно говоря, среднего класса, были такие деньги.
– Алексей, но почему такая колоссальная сумма, откуда этот 251 миллиард долларов?
А.К.: А сегодня очень много таких инфоповодов, которые в голове не могут уложиться. У нас почему-то профицит торгового баланса – это счастье. Я не понимаю, правда, почему. Ведь это опять деньги, которые просто так лежат. Скажем, у меня лежит тысяча долларов, я не могу эти деньги пойти потратить. Ну и зачем мне эта тысяча долларов?
– Причём она лежит-то у вас там, за бугром. Она же там учтена.
А.К.: Именно об этом и речь. То есть потратить эти деньги мы не можем. Потом мы говорим об оттоке капиталов 250 миллиардов долларов. И что? Кому-то от этого стало хуже, кому-то от этого стало лучше? Это просто какие-то популистские разговоры. Это чистой воды такой инфоповод, чтобы, может, лишний раз пожурить людей, которые в сложный для страны момент из неё уехали. Но не нужно всё опять скидывать на людей. Это проблема определённого круга лиц.