Хакасия вошла в список регионов, где в октябре заметнее всего сократились налоговые поступления в бюджет.
По информации аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в октябре Хакасия получила на 56,7% налогов меньше, чем в том же месяце 2021 года. В денежном выражении снижение составило 2,5 млрд руб.
Это то, о чем говорили финансисты в Хакасии, - в начале года собственные доходы бюджета демонстрировали рекордный рост из-за подскочивших цен на уголь и алюминий. Однако затем стратегические для региона производители столкнулись с проблемами сбыта продукции.
"Рано радоваться", - говорили в начале года эксперты на фоне всеобщей эйфории от баснословных доходов и оказались правы.
Министр финансов Хакасии заявил о серьезных рисках для бюджета
«Не стоит забывать, что особенностью бюджета республики является его зависимость от внешних факторов, и всегда существуют риски недопоступления доходов (прежде всего, налога на прибыль) в запланированном размере, а также возникновения незапланированных расходов, связанных с геополитической обстановкой. Мы должны не только это помнить. Но и быть готовыми к разным вариантам развития ситуации», - цитировало министра финансов Хакасии Игоря Тугужекова 19rusinfo.ru с публичных слушаний по проекту закона о региональном бюджете на предстоящий трехлетний период.
Игорь Тугужеков: Это бюджет особого времени
«Рост налоговых поступлений в республиканский бюджет в первом полугодии 2022 года давал надежды на решение всех накопившихся вопросов как на республиканском, так и муниципальном уровнях. Однако со второй половины текущего года наблюдается неблагоприятные изменения, связанные с геополитической ситуацией на мировых рынках в связи с санкционной политикой в отношении Российской Федерации, что негативно влияет на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в первую очередь - в алюминиевой и угольной отраслях», - отмечал Игорь Тугужеков на семинаре-совещании для глав муниципальных образований 20 октября.
Полную картину по налоговым доходам республика увидит в конце года. FinExpertiza детально проанализировала доходы регионов в октябре.
Лишь в каждом шестом регионе рост налоговых доходов обогнал инфляцию. Существеннее всего сократились поступления в бюджеты Мурманской области (на 66,7%, или на 13,3 млрд руб., относительно октября 2021 года), Красноярского края (-61,2%, или -44,4 млрд), Хакасии (-56,7%, или -2,5 млрд), Чукотского автономного округа (-53,2%, или -1,6 млрд), Дагестана (-49,7%, или -3,5 млрд), Липецкой области (-42,5%, или -4,1 млрд), Курской области (-39,6%, или -3,6 млрд), Тюменской области (-34,1%, или -5,5 млрд), Вологодской области (-31,5%, или -3,4 млрд) и Кемеровской области (-31,4%, или -7,6 млрд).
Уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты в основном было связано с недобором налога на прибыль.
Вместе с тем заметно увеличились налоговые доходы Ингушетии (на 528%, или на 2,1 млрд), Сахалинской области (+40,3%, или +2,8 млрд), Пензенской области (+39,4%, или +2 млрд), Тульской области (+35,2%, или +3,3 млрд), Кабардино-Балкарии (+26,8%, или +0,4 млрд), Рязанской области (+24,2%, или +2 млрд), Чувашии (+21,9%, или +1 млрд), Приморского края (+20,1%, или +2,7 млрд), Севастополя (+18,8%, или +0,3 млрд) и Новосибирской области (+16,4%, или +3,5 млрд).
Сужающийся поток
Расчеты основаны на статистике ФНС о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней по форме № 1-НМ. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые Федеральной таможенной службой ввозной НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.
В начале года и весной на фоне взлетевших цен на энергоносители в бюджетную систему России поступали сверхдоходы от продажи нефти и газа, значительно превосходившие прошлогодние суммы. Основную часть этих денег в виде сырьевых налогов (НДПИ и НДД) и экспортных пошлин получал федеральный бюджет, а регионам доставался налог на прибыль (ставка составляет 20%, из которых 3 процентных пункта зачисляется в федеральный бюджет, а 17 п.п. - в региональный) корпоративного сектора и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Однако уже летом, по мере сокращения спроса на российские углеводороды и укрепления рубля, налоговые доходы государства стали снижаться, приближаясь к уровню прошлого года. Сильнее сократились налоговые поступления в региональные бюджеты, более зависимые от уровня деловой активности бизнеса на местах, в то время как федеральный бюджет продолжал подпитываться постепенно снижающейся сырьевой рентой.
В результате в октябре 2022 года налоговые доходы региональных бюджетов составили 1,33 трлн руб., что на 6,6%, или на 94,5 млрд руб. меньше, чем в октябре 2021 года. Сокращение налоговых доходов регионов в годовом выражении произошло впервые с января 2021 года, то есть с начала постпандемийного восстановления экономики.
Суммарные налоговые поступления за 10 месяцев в консолидированные бюджеты субъектов все еще превышают показатель аналогичного периода прошлого года - на 14,9%. Однако с начала лета этот положительный разрыв неуклонно сокращается. Наполнение же федерального бюджета за январь - октябрь 2022 года на 20,4% больше, чем годом ранее, хотя и этот отрыв постепенно уменьшается. Благодаря федеральной казне общие налоговые доходы РФ с начала года по октябрь накопленным итогом были на 18% выше прошлогодних.
Осенний спад
Особенно существенно в октябре сократились поступления в региональные бюджеты налога на прибыль - на 40,2% год к году, или на 228,5 млрд руб., до 340,2 млрд руб. Это связано прежде всего с уменьшением прибылей бизнеса в условиях замедления экономической активности и падения внешнего и внутреннего спроса. Но, помимо этого, свою лепту внесла принятая в марте антикризисная налоговая норма, согласно которой предприятия перестали учитывать положительную курсовую разницу по валютным депозитам и долговым обязательствам, что привело к снижению базы по налогу на прибыль.
Снижение поступлений налога на прибыль было отчасти компенсировано ростом сборов других налогов. Так, регионы повысили сборы НДФЛ (+69,1 млрд., или +16,8%), что произошло благодаря номинальному увеличению зарплат, которое, впрочем, не превзошло инфляцию. Также регионам удалось нарастить поступления налога на имущество (+26,7 млрд, или +13%), сборов с малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения (+22,6 млрд, или +16%; как раз на октябрь правительство перенесло сроки уплаты налогов по упрощенке за 2021 год для ряда отраслей), а также акцизов (+13,8 млрд или +16,3%).
«В отличие от федерального бюджета, куда стекаются нефтегазовые доходы, регионы напрямую не получают сырьевую ренту. Регионы, в которых базируются крупные добывающие предприятия, забирают лишь часть доходов сырьевиков через налог на прибыль и НДФЛ. Это два ключевых налога для региональных бюджетов. В то же время центр возвращает и распределяет между регионами часть аккумулированных средств через межбюджетные трансферты, составлявшие в прежние времена свыше четверти относительно собственных доходов субъектов.
По итогам октября из 3,26 трлн руб. совокупных налоговых сборов регионы оставили себе 40,9%, остальная часть ушла в федеральный бюджет. Годом ранее региональная доля составляла 46% - ее снижение стало в первую очередь результатом начавшегося с середины лета сокращения поступлений налога на прибыль. При этом важно понимать, что налоговые сборы за октябрь отражают начисления за сентябрь и предшествующий период, поэтому налоговая статистика отзеркаливает фактическую ситуацию в экономике с запозданием», - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
В условиях сокращения доходов от нефти и газа и снижения экономической активности финансовые ресурсы государства и большинства регионов будут ограничены. Центру будет все труднее балансировать региональные бюджеты, чьи потребности в федеральных деньгах в связи с падением собственных доходов и нарастающими расходами будут увеличиваться.