Бурный рост столичной экономики стал крайне неприятным сюрпризом. Сюрпризом для всех, кто не любит Россию. А мы верили в успех – и получили его.
В ожидании беды
2022 год. Разрыв экономических связей и цепочек поставок. Уход большого числа брендов, закрытие предприятий. Отток высококвалифицированных иностранцев из бизнеса. Бегство своих специалистов от мобилизации. Локальный апокалипсис в отдельно взятой стране.
Всё это наложилось на последствия локдаунов, а также традиционные внутренние проблемы – высокую монополизацию экономики, слабую защищённость собственности, 159-ю статью УК "Мошенничество" и, главное, её непредсказуемое применение.
Чего мы должны ожидать на выходе, например, в Москве, где условия локдауна соблюдались особенно жёстко?
Очевидно – стагнацию с последующим падением, крах малого бизнеса, парад банкротств, массовую безработицу, всплеск преступности, народное негодование.
Что мы получили?
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов напоминает, что малые и средние предприятия сегодня создают альтернативы товарам и услугам западных компаний, которые приостановили работу или покинули русский рынок.
В результате обороты малого и среднего предпринимательства (МСП) в Москве за 10 месяцев 2022 года увеличились на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть более чем на четверть. Общая сумма оборота – 3,2 триллиона рублей.
Как мы это получили?
Конечно, МСП – это в первую очередь торговля и услуги. Оборот торговли МСП составил 1,13 триллиона рублей. Гостиницы и заведения общественного питания получили 364,7 миллиарда. Транспорт и логистика дали 141 миллиард рублей. На культуре и спорте удалось заработать 127 миллиардов, на парикмахерских и салонах красоты – 53,5 миллиарда, на образовании, которое почему-то причислено к услугам, хотя по совести должно стоять особняком, – 37,3 миллиарда.
Учитывая высокую долю неформальных отношений в малом бизнесе, можно без особого риска умножать все эти цифры раза в полтора.
Они производят
Но и имеющиеся официальные данные интересно сопоставлять между собой. При общем росте оборота МСП на 26% его доля в общем обороте предприятий торговли и услуг выросла лишь на 0,8 п.п. – до 22,7% от общегородского показателя: гиганты, как и прежде, доминируют безраздельно. Но если не подросло в торговле и услугах, значит, рост достигнут в других отраслях.
В первую очередь – в производстве. Царьград недавно рассказывал о том, что Москва, несмотря на весь свой офисный шарм, остаётся крупнейшим производственным центром России. Компании строительной отрасли получили 74,5 миллиарда рублей выручки – рост на 33,5%. Но особенно сильный скачок, в сотнях процентов, наблюдается в сфере инноваций, в которую интенсивно вкладываются городские власти. На конкурсе "Новатор Москвы" мы увидели платформу для получения реагентов и биокомпонентов, которые используют в инновационных медицинских изделиях, модифицированную формулу машинного масла, устройство для коммуникации слепоглухонемых людей, строительный 3D-принтер для возведения малоэтажных домов…
Всё это – самое что ни на есть будущее России. И это мы ещё не говорим про IT-сферу, которая развивается исключительно активно, хотя и по своим, особым правилам (низкая финансовая прозрачность, налоговые льготы, разбросанные по России и миру сотрудники).
Вопреки многочисленным опасениям, всё больше людей идёт в малый бизнес. Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин констатирует, что субъектов МСП в городе всё больше:
Наибольший рост отмечается в сегменте микропредприятий: их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось более чем на семь процентов и составило 3,7 тысячи единиц.
Что с того?
Конечно, всё это весьма обидно – особенно тем, кто уехал, точно зная, что "ничего хорошего в этой стране больше не будет".
Обидно присяжным экономистам, предсказывавшим производству ад.
Обидно оппозиционным политикам, которые уже объяснили своему электорату, что спецоперация – путь к вымиранию.
Обидно тем, кто пошёл на тёплые места в больших корпорациях, которые сейчас оптимизируют бюджеты.
А нам не обидно. Мы видим, что Москва живёт, растёт, укрепляется – и подтягивает за собой Россию.