Комментируя исследование Bloomberg о сокращении состояния богатейших бизнесменов России, главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман сразу извинился за невольный каламбур. «У богатейших бизнесменов состояние состоит в основном из акций принадлежащих им компаний», — уточнил он.
Ранее, согласно данным Bloomberg Billionaires Index стало известно, что за первый месяц текущего года общее состояние 25-ти богатейших бизнесменов России снизилось на 17,83 миллиарда долларов. Больше всего — 2,53 млрд долл. — потерял член совета директоров «Новатэка» и «Сибура» Геннадий Тимченко. Также в тройку лидеров антирейтинга вошли председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов и основной владелец «Новатэка» и «Сибура» Леонид Михельсон. Их состояния снизились на 1,67 млрд долл. и 1,65 млрд долл. соответственно.
В январе 2022 года фондовый рынок в России обрушился из-за внешних факторов, объясняет собеседник «Свободной прессы»: «Угроза военных действий с Украиной и антироссийских санкций Запада, снижение на мировых фондовых площадках из-за ужесточения денежной политики ФРС США — эти драйверы и стали главной причиной сокращения капиталов олигархов, отмеченного Bloomberg».
Впрочем, как отмечает Марк Гойхман, для экономики причины уменьшения богатств олигархов не важны.
«В случае падения цен активов ведущих частных компаний ущерб наносится не только их владельцам, но и экономике, возможностям хозяйственного роста, привлечению инвестиций в производство, развитию этих отраслей и смежных с ними. Причем, в нынешней ситуации речь идет о снижении не доходов олигархов, а стоимости активов. Текущие доходы от работы компаний не сократились — объемы продаж, выручка и прибыли предприятий пока не пострадали. Хотя, это и возможно в дальнейшем, рнапример, в случае санкционных ограничений», — указывает он.
Впрочем, как отмечает эксперт, при сложностях в экономике, сокращении производства, низком росте ВВП или его снижении, страдают не только доходы олигархов, но и доходы населения в целом.
«Для страны это общий негатив. Однако уменьшение доходов населения — шире по значению и последствиям, нежели снижение состояний богатейших людей. Ухудшение или недостаточное улучшение материального положения людей препятствует потребительскому спросу, стимулам внутреннего производства. Ограничивается развитие „человеческого капитала“ — образования, уровня здоровья, квалификации кадров, социальное благополучие в обществе», — резюмирует Марк Гойхман.