Кремль тревожится за «кадровый резерв», но может штамовать только «эффективных менеджеров»
Российским компаниям не хватает работников. Согласно исследованию Сбербанка, примерно шестая часть всех юрлиц РФ уже испытала на себе все «прелести» кадрового голода. На самом же деле ситуация гораздо хуже, по ряду позиций свободных специалистов попросту нет. И не предвидится — система подготовки кадров уничтожена, на её восстановление нужны годы, а также политическая воля руководства страны.
«В IV квартале 2021 года 15% компаний намеревались нанять новых сотрудников, но не могли заполнить имеющиеся вакансии из-за сложной ситуации на рынке труда. У 31% из них есть незаполненные вакансии, на которые они не нанимают новых сотрудников и перекладывают обязанности на тех, кто уже работает. Это приводит к избыточной загруженности работников», — говорится в исследовании SberCIB Investment Research.
В крупнейшем банке страны аналитики считают некий «индекс Иванова», отражающий настроения «среднего класса». Такового в РФ нет, он отсутствует как класс, уж простите за тавтологию. Но что-то там считают. Ряд цифр довольно любопытен, хотя они и имеют весьма посредственное отношение к реальности.
Кадровая проблема растёт как снежный ком, и причина тут лежит на поверхности.
«Число трудоспособных и экономически активных людей в России сокращается по причинам демографической ямы, снижения внешних и внутренних миграционных потоков, повышенной смертности», — говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.
За 2021 года Россия потеряла более миллиона человек, в основном это было трудоспособное население. Больше всего уходит тех, кто выучился ещё в СССР — получил полноценное образование, а не фикцию, как сегодня. И заменить их некому: многие современные «жертвы ЕГЭ» мало на что способны, они развращены пропагандой «красивой жизни», трудиться не хотят, да и не могут. Моральные и интеллектуальные уроды — «кадровый резерв Путина».
Согласно данным SuperJob.ru, по состоянию на вторую половину 2021 года уже 42% российских работодателей стали охотно трудоустраивать соискателей пенсионного возраста. Причина банальна — не хватает молодых специалистов. А по ряду позиций их и вовсе нет.
Ещё пару лет назад от пенсионеров и тех, кому за 50, компании шарахались — предпочитали набирать молодёжь, причём совсем «зелёную». Можно платить копейки и всячески шпынять. Необученных недорослей на рынке труда и нынче хватает, причём подавляющее большинство — с дипломами о высшем образовании. Но толку от них мало, да и не нужно столько экономистов, юристов и «манагеров».
Токарь дядя Вася, сварщик Михалыч и автомеханик Петрович, закончившие советские ПТУ, до сих пор вне конкуренции. Но кто придёт им на смену? Согласно статистике за 2020 год, рост смертности в категориях 45−75 лет составил в среднем 25% (до 45% среди самых пожилых). И это — только официально, де-факто цифры гораздо больше! Пока что старики и люди «в возрасте» активно трудятся, кто-то не очень активно — помогает молодым словом и делом.
Вспомним патриарха нашего сельскохозяйственного машиностроения Александра Ежевского — до последних своих дней (покинул этот мир в 102 года!) он трудился, работал во имя возрождения нашей экономики. И таких людей пока ещё хватает. Если поставить соответствующую задачу, ещё не поздно организовать «преемственность поколений» в рамках всей страны.
Однако властям это не надо. Да и соответствующая инфраструктура отсутствует, «колледжи» — так нынче называются бывшие ПТУ — окончательно выродились, превратившись в конторы по выдачи фиктивных «дипломов».
«Сломался я тут недавно на дороге — шаровая сдохла. Нестрашно, есть запасная. Поддомкратил, чинюсь. А тут пацаны подошли, у них колледж рядом, как раз на автомехаников учат. Им интересно, предложили помочь. Вместе дело пошло быстрей. Потом рассказали — первый раз в „живой“ машине копаются, их там только теории учат, практики вообще ноль», — рассказывает один автолюбитель.
Практики ноль потому, что нет материальной базы, за 30 лет от неё не осталось ничего. Это касается и учебных автомобилей, и станков — если учат будущих токарей и фрезеровщиков. Более того, выпускникам некуда пойти на производственную практику, так как заводов не осталось. Автомехаников тоже не берут, хотя в отрасли колоссальный дефицит кадров. Ведь вчерашнего «пэтэушника», который вообще ничего не умеет, нужно учить вообще у нуля.
Да и самой молодёжи как таковой становится всё меньше.
Посмотрите на графики за последние 30 лет и ужаснитесь. Несмотря на «вставание с колен» и прочие патриотические вопли, рождаемость падает. В настоящий момент, даже согласно статистике Росстата она отрицательная, как это было в «лихие 90-е».
«Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспектив на фоне низких зарплат и безостановочного роста цен на все и вся ведёт к тому, что многие молодые семьи отказываются заводить детей», — объясняет лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
За последние два года, согласно данным сервиса Зарплаты.ру, число вакансий по рабочим специальностям выросло на 218%, в строительстве — на 213%, медицине и фармации — на 144%, ресторанах и кафе — 119%.
Нет сварщиков, поваров, крановщиков, токарей, фрезеровщиков, автомехаников, водителей автобусов,… Никого нет! Даже полицейских, тут тоже проблемы.
Всё грустно и в армии, офицеров хронически не хватает. Тут статистики нет — секретность превыше всего — однако общая картина ни для кого не тайна. Несколько лет назад Минобороны даже организовало кампанию по возврату в армию вчерашних отставников. Но как-то особо не преуспело.
Да, в какой-то момент офицерам стали платить больше, но это было давно. Все повышения денежного довольствия уже давно съедены инфляцией, а запланированный на 2022-й рост на 4% иначе чем издевательством назвать сложно.
В 2021-м, кстати, индексировали на 3,7% — ниже уровня росстатовской инфляции!
Соответственно, популярность военных училищ среди молодёжи, как говорится, «ниже плинтуса». Туда нынче по большей части идут те, кого не приняли ни в один вуз. И это люди, которые завтра возьмут в руки современное высокотехнологичное оружие… Даже страшно становится.
Стоит отметить, что в целом по экономике РФ кадровый резерв пока есть. Небольшой, но всё же. Но далеко не все готовы принимать те предложения, которые обозначены в вакансиях.
«Есть два показателя. Общая безработица измеряет процент людей, не имеющих работу, но ищущих ее. Регистрируемая безработица показывает, сколько людей пошло в службы занятости и встало на учет. В России по разным причинам общая безработица всегда в несколько раз превосходила регистрируемую», — объясняет замглавы Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников.
Жадность отечественных «бизнесменов» всем известна, и многие люди предпочитают перебиваться случайными заработками, нежели устраиваться на постоянное место. Потому, что ненормированный рабочий день в РФ, увы, стал нормой. Отгулы за переработку никто не даёт, сверхурочные не платит, а в людей семьи.
«Нельзя превращать работу в трудовую повинность. Да, надо упорно трудиться, но всегда необходимо находить время для того, чтобы отдохнуть и расслабиться, сходить на школьный концерт к своим детям или поплавать с ними в бассейне», — говорил великий управленец Ли Якокка.
Если кто не в курсе — этот тот самый человек, который спас корпорацию Chrysler, вытащил её с того света. Мировая знаменитость.
Он же советовал своим коллегам-предпринимателям платить своим работникам, ведь это идёт на пользу и стране в целом.
«Еще в 1914 году Генри Форд I решил платить своим рабочим $5 в день, и тем самым создать средний класс. Ему пришла в голову правильная идея, ибо, если рабочие у нас не станут хорошо зарабатывать, мы накличем беду. Цементирующим элементом всей нашей демократии служит рабочий, зарабатывающий $15 в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль и холодильник. Именно он воплощает собой горючее, приводящее в движение мотор экономики», — ещё одно изречение великого американца.
А в РФ хорошо платить не принято, более того, в последнее время появилась вообще поганая тенденция — отказ по причине «избыточной квалификации». Тупорылым начальничкам неприятно, когда к ним приходит человек умнее их, около трети тех, кого не взяли на работу, называют эту причину отказа. По данным SuperJob, 22% компаний отказывает «сверхквалифицированным» кандидатам. Отрицательный отбор, никак не иначе, он ещё аукнется.
Согласно статистике, в конце 2021 года в среднем на 100 вакансий было всего 48,7 соискателя. То есть в два раза меньше требуемого! При этом люди хотят работать.
Если не брать вышеупомянутый проституированный «путинский кадровый резерв», в целом русские люди настроены более чем позитивно.
Есть весьма любопытный доклад ИНП РАН — «Посткризисное восстановление экономики и основные направления прогноза социально-экономического развития России на период до 2035 г.» (под редакцией члена-корреспондента РАН А.А. Широва), лежит в свободном доступе, можно почитать.
«Уровни участия в рабочей силе российских мужчин в возрасте 25−49 лет равны 95%, женщин — 80−90%. Причём такие высокие значения этого показателя сохраняются уже в течение нескольких десятилетий… Для большинства российских мужчин трудоспособного возраста 25−49 лет характерны такие же уровни участия в рабочей силе, как в Германии и Японии. У российских женщин этот показатель стабильно выше немецких и японских значений для 30−54 лет», — цитата из доклада.
Это на тему того, что русские не желают работать и в РФ нужно завозить побольше мигрантов. Желают, причём все! Почти, кто не желает, дают эти самые 5%. Но работать они хотят не в скотских условиях, и за нормальные деньги.
Высок также спрос на повышение квалификации, на обучение. А вот с этим, как уже было отмечено выше, проблемы. Колоссальные. Например, огромный спрос на печников — в условиях роста тарифов ЖКХ люди стали вспоминать старинные технологии обогрева. Да и просто, живой огонь — это красиво, уютно. Все жители индивидуального жилья нынче желают поставить русские печи или хотя бы камины. Но печников нет, их нигде не готовят. И так — по очень многим профессиям.
Проблема кадрового голода не секрет для властей, однако ничего не делается. ПТУ никто не возраждает, техникумы и прочие училища тоже. Создаётся впечатление, что едросы на страну откровенно «положили» — используют её лишь как кормушку, для выкачивания ресурсов и средств.
А что будет здесь завтра, их не волнует.
Хотя понятно, их жизнь устроится. Не в России, так где-то еще.