Италия осталась без российского газа, половину предприятий можно закрывать, а государство распускать
Газпром уведомил итальянский концерн Eni о том, что поставок голубого топлива больше не будет, причём не по вине России. Но дело и не в санкциях. По вине своего северного соседа Италия в одночасье лишилась четверти газа, что неминуемо приведёт к остановке предприятий. Сколько заводов и фабрик закроется, пока точно неизвестно, но где-то на уровне 50%. Промышленный север страны, традиционно недолюбливающий «ленивый юг», может начать бунтовать.
«Газпром сообщил, что не может подтвердить запрошенные на сегодня объемы газа, заявив, что поставка газа через Австрию невозможна. Поэтому сегодняшние поставки российского газа в Eni через точку входа в Тарвизио будут на нуле», — говорится в заявлении итальянской компании.
То есть Россия в данном случае совсем ни при чём. Несмотря на то, что во всех «пакетах» санкций газ не фигурирует, австрияки включили свои, местные, запреты. Тоже как бы санкции. Или не санкции? Не важно. В общем, транзит невозможен.
«Транспортировка российского газа по контрактам ООО „Газпром экспорт“ через территорию Австрии приостановлена в связи с отказом австрийского оператора подтверждать транспортные номинации. Причиной произошедшего стали регулятивные изменения в австрийском законодательстве, вступившие в силу в конце сентября. Газпром и итальянские покупатели газа занимаются решением проблемы поставок через австрийскую территорию», — это уже заявление Газпрома.
Довольно неожиданный демарш Вены, причём почему-то всё происходит в полном молчании. Никто ничего не заявляет, Карл Нехаммер, который так любит поработать на публику, будто язык проглотил. Что вообще творится?
«Возможно, Австрия поменяла какие-то бюрократические документы, Газпром их вовремя не заполнил, поэтому газ не проходит. При этом Газпром продолжает поставлять газ, соответственно, весь его объем из-за бюрократических путаниц остается в Австрии. Фактически Австрия сделала так, чтобы газ оставался у нее. Он к ней-то приходит, а в Италию не уходит. Значит, Австрия получает больше газа.
Это банальная конкуренция между европейскими странами за доступные объемы газа. Такой может быть неожиданный эффект. Я думаю, что это определенный звоночек, и европейцам надо готовиться к тому, что и Австрия, и Италия останутся без газа", — предполагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Вполне себе стройная версия, и она единственная. Подтверждений её пока нет, даже косвенных.
Но вот что любопытно. За день до начала проблем с транзитом в Брюсселе прозвучали очень интересные слова.
«В последние дни мы много обсуждали потолок цен на импортируемый газ. Австрия, как и прежде, зависима от импорта природного газа, в частности, российского газа. Среди всех предложений я не увидела такого, про которое можно было бы уверенно сказать, что наши партнеры и впредь будут поставлять газ в Европу в достаточном объеме, если мы больше не будем платить требуемую цену. Не надо ставить эксперименты в ущерб безопасности энергоснабжения», — вещала 30 сентября австрийская министр по делам защиты климата, экологии, энергетики, транспорта, инноваций и технологий Леоноре Гевесслер.
А наутро краник в Италию взял и закрылся… Учитывая особую позицию Вены по антироссийским санкциям и, наоборот, полную поддержку Брюсселя со стороны Рима, всё выгладит очень даже подозрительно. Если не как «бунт на корабле», то как тихий саботаж — вне всякого сомнения.
«Мы предприняли быстрые действия, чтобы преодолеть неприемлемую энергетическую зависимость от России, которая стала следствием десятилетий близоруких и опасных решений. За несколько месяцев мы сократили импорт российского газа с 40% до менее чем 25% от общего объема и намерены довести их до нуля в течение полутора лет», — говорил этим летом итальянский премьер Марио Драги.
Но пока означенные 25% налицо, а полтора года ещё не прошли. Да, и у Eni немного другие планы, на 100% заместить газ из России готовы только к 2025-му. Предположительно, если всё пойдёт хорошо… Тем не менее, газохранилища Италии сейчас заполнены на 90%, зиму страна переживёт. Правда, если она будет тёплой. Но, в любом случае, заводы и фабрики придётся закрывать, причём массово. И это может стать поводом для волнений.
Италия — страна контрастов. Промышленный север и аграрный юг, которые на дух не переваривают друг друга. Даже этносы отличаются, на севере народ ближе к немцам, а юг — это чернявый дон Корлеоне, «Спрут», и вечная сиеста.
«Хватит кормить юг!» — под таким лозунгом, с упоминанием мафии, сиесты, лени и всего прочего, в 2017-м Ломбардия и Венето попытались отделиться. Ломбардия это Милан, провинция выдаёт более 20% ВВП государства, Венето это Венеция, этот регион обеспечивает 10% ВВП. В сумме треть. Немало. И все это знают. 95% проголосовавших жителей Ломбардии и 98% Венето тогда поддержали отделение.
Но его не случилось. Никого не арестовали, войска не ввели, просто про референдум как бы «забыли». Его «спустили на тормозах». В стране тогда всё было более-менее спокойно, северяне работали, и на улицы не рвались. Не до того, нужно трудиться. Сейчас трудиться будет негде.
«В Италии 120 тысяч малых и средних предприятий находятся под угрозой закрытия из-за высоких счетов за электроэнергию. И это минимум. Такое положение дел чревато потерей более 370 тысяч рабочих мест, а скорее — больше, поскольку цена энергии в Италии намного выше, чем в других странах», — предупреждал ещё неделю назад глава ассоциации предпринимателей Confcommercio Карло Сангалли.
Счета, да, выросли, примерно в семь раз. И пострадает, в первую очередь, как раз север страны, где этих самых малых предприятий великое множество. По сути, в каждой деревне там заводик или фабрика, причём им по сотне-полторы лет, а то и побольше. По сути, это одна большая семья — и владельцы, и их работники, отношения выстраивались в течении многих и многих поколений. И сейчас всё это рушится. Себестоимость продукции улетает в небеса, но беда даже не в этом. Если не будет русского газа, то власти вынуждены будут ограничить потребление энергии, в первую очередь за счёт промышленности. То есть все производства тупо обесточат. Tutto finito.
Вот тут-то северяне могут вспомнить, что собственно Италия возникла не так уж и давно, а именно во второй половине XIX века. А до этого всё время имелось «лоскутное одеяло» из мини-государств разного калибра, где работящие северяне жили хорошо, а ленивые южане прозябали в беспросветной нищете. Милан процветал, более того, итальянская национальная гордость — одна из самых великих женщин в истории человечества, графиня Катерина Сфорца, она же «Львица Романьи» — именно миланская властительница. Есть кого поднимать на щит независимости!
Род Сфорца, конечно, исчез, но другие — нет. Ломбардские банкиры, вот где сила! За ними тысяча лет финансовых операций, а это, прежде всего, колоссальные связи по всей планете. Это они ввели в XIII веке вексельное обращение в Европе, они проводят платежи Ватикана, кредитуют монархов и корпорации. Они не на слуху, как Рокфеллеры и прочие Морганы, но их вес колоссален.
Римские политики в Милане и Венеции крайне непопулярны, впрочем, их нигде в Италии нынче не особо любят. Позиция соглашательства с проамериканским Брюсселем во вред себе мало у кого может вызвать симпатию. Да, Юг бунтовать не будет, он сидит на дотациях из «федерального центра». Но, вот беда, донором бюджета тут является север. То есть из той же Ломбардии выкачиваются средства, которые могли бы пойти на развитие местной экономики.
В общем, если австрияки не одумаются, то что-то будет. И в принципе это «что-то» может случиться, в так называемой Италии. Которая является «слабым звеном» в числе ведущих членов Евросоюза.
«Руки Кремля» тут, увы, нет. В нашей стране, к сожалению, в верхах отсутствуют те, кто был бы способен на подобную геополитическую игру. А именно воздействовать на Австрию дабы та дестабилизировала Италию, что, в итоге, привело бы к общим проблемам в ЕС.
Теоретически интересный пасьянс, но с теми персонажами, что правят Россией, неосуществимый. Всё, судя по всему, случилось спонтанно.