Возврат к «гаражному автосервису» как государственная программа
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Количестве СТО и пунктов техосмотра в России стремительно сокращается — и это очень нехороший симптом

Пройти техосмотр или отремонтировать автомобиль становится всё сложнее, число участников рынка быстро сокращается. Причины данного явления не имеют ничего общего с конкуренцией, налицо банальное уничтожение малого и среднего бизнеса. Судя по прогнозам предпринимателей, в будущем году, после принятия новых норм по налогам с зарплат, ситуация станет ещё хуже.

Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), число станций технического осмотра (ТО) за год сократилось с 7,3 тысячи до 3,8 тысячи на сегодняшний день. То есть почти в два раза. Якобы, по вполне объективным причинам.

«С 1 января 2022 года 3465 операторов ТО были лишены аккредитации, из них: 144 — добровольно отказались заниматься ТО, 3249 — не получили подтверждения соответствия требованиям аккредитации. В основном из-за того, что у них производственное техническая база или оборудование не соответствовали требованиям аккредитации. Еще 62 станции лишились аккредитации по причине нарушения правил проведения ТО, а 10 — из-за нарушений правил самой аккредитации», — объясняют в РСА.

Как видим, почти все «лишенцы» стали таковыми по причине того, что у них оборудование не соответствует требованиям. Но которое, как всем известно, никто не применяет на практике. ТО нынче превратилось в совсем уж глупую формальность, собственно, это не более чем очередной налог. Который взымается коммерческими структурами.

Исключения, наверное, есть, но типичная процедура получения заветной «техкарты» примерно одинаковая по всей стране. Вы загоняете машину в бокс, там её фоткают, персонал фоткается около неё, и вы идёте на час в ближайшую кафешку. Через час вам выдают бумажку. Быстрее никак — по правилам машину нужно проверять именно столько времени. Но оборудование так и остаётся обесточенным, никому реальные проверки не нужны.

Несмотря на то, что ежегодные ТО отменили, спрос на услуги станций велик. Народ активно покупает-продаёт автомобили, а грузовикам и автобусам всё равно нужно проверяться раз в 12 месяцев. С ними как раз самая большая проблема, в смысле с теми пунктами, которые ими занимаются. Нужны большие помещения, куда войдёт эта техника, и не только. Впрочем, технически это дело решаемое. Но тут вступают в силу уже нерыночные механизмы.

«Остались только те, кто осилил поборы со стороны властей и страховщиков, остальных погнали. Наши владельцы нашли деньги, как видишь, работаем, закрываться не собираемся. Тут у нас, в столице, очередей пока нет, а вот в провинции всё уже очень плохо. Недавно ездил к родственникам под Нижний Новгород, там грузовики гоняют на ТО в областной центр. Причём не только на осмотр, ОСАГО в райцентрах тоже не продают», — рассказывает начальник пункта ТО Андрей.

Купить полис на грузовик или автобус проблема даже в Московской области — не продают. На «ГАЗель» и «Соболь» тоже, хотя это легковые машины. И ведь многие покупают их не для коммерческого использования, а в семью.

«Мы не имеем права продать ОСАГО, начальство запрещает. Да, несмотря на наличие у вас „техкарты“. Все вопросы в головной офис, я просто вас предупреждаю. Нарушение это закона или нет, я не знаю, мне даны такие инструкции. Обращайтесь в наш офис в Москве, на Сигнальном проезде, там занимаются грузовиками и автобусами», — объясняет сотрудница подмосковного филиала «Ингосстраха».

Как интересно… Бумажка о прохождении ТО есть, деньги тоже, а ОСАГО не продают. Впрочем, в большинстве страховых компаний всё решается проще. Покупаете дополнительную страховку, например, жизни или имущества, и «автогражданку» вам чудесным образом тоже выписывают. Навязанный полис можно потом сдать обратно, как раз для таких случаев Центробанк предусмотрел так называемый «период охлаждения». Но все деньги не вернут, часть точно зажмут.

Если база данных ГИБДД не глючит, то поставить машину на учёт можно за 15−20 минут, записавшись через портал «Госуслуги». Правда, плохо работает она в последнее время довольно часто, но если компьютеры функционируют, то проблем нет. Но на станции ТО зачастую придётся провести полдня, для грузовиков и автобусов — и того больше. Плюс дорога туда, где ими занимаются, и обратно. А это и время, и деньги.

Если рассматривать ситуацию объективно, то налицо банальное вредительство — предприятия и граждан лишают возможности эксплуатировать свою технику. Вымогают у них деньги, впрочем, у предпринимателей, занимающихся ТО, тоже. По сути, чиновниками реализована комплексная диверсионная программа: оставляем только свои и обложенные данью пункты ТО, их общее число резко сокращается, и таким образом начинаем «щемить» автовладельцев. В первую очередь бизнес. В ряде регионов грузовой транспорт уже массово простаивает.

Автомобильный бизнес тоже вовсю прижимают, во время жульнической «пандемии» многие граждане вынуждены были ходить пешком — СТО запретили работать. Тогда же представители отрасли написали властям письмо, в котором автосервисы просили помочь сохранить индустрию. Просили немного — и, в общем-то, очень разумные вещи. Никаких мер принято не было.

На тот момент в РФ действовало около 64 тысяч СТО, данная цифра фигурирует в письме. На сегодняшний день, по оценкам участников рынка, стоит говорить о выбывании около 20%. То есть сейчас это на уровне 50 тысяч авторемонтных предприятий. И их число постоянно уменьшается, так как власти взяли курс на изничтожение данного бизнеса как такового. Прежде всего, делается это методом лишения площадей — договоры аренды для СТО не продлевают, а зачастую и просто выставляют автосервисы вон, наплевав на все условности. Убраться в течении суток и всё! Помещения потом пустуют.

Сейчас ещё одна напасть. Запчасти подорожали, а большинство СТО работают по так называемой патентной системе налогообложения (ПСН), при которой суммарная выручка компании не должна превышать 60 млн. рублей в год. При росте цен на детали в два-три раза и более того в эту сумму уже уложиться сложно, то есть практически невозможно. Работать на «давальческих» (клиентских) запчастях — не вариант. В более чем 90% случаев простой автовладелец покупает не то, даже если ему даны точные номера и инструкции. А это и простои, и скандалы.

Лимиты по ПСН нужно повышать, но Минфин резко против. Учитывая в целом вредительский характер деятельности данного ведомства, ничего удивительного тут нет. Согласно прогнозам отраслевых экспертов, к началу 2023 года около 10−15% СТО вынуждены будут закрыться. Или уйти в тень.

«Распродажа оборудования, закрылся автосервис» — очень распространённое нынче объявление на «Авито». Многие вынуждены отдавать подъёмники, компрессоры, диагностические приборы и т. д. совсем за копейки, так как их выгоняют из помещений. Но и те, кто не смог свести концы с концами, тоже не ломят цены. Спроса на оборудование нет, так как число участников рынка стремительно сокращается.

Но и это ещё не всё. Рост фискальной нагрузки на российский бизнес в целом ударит и по СТО. Если по-простому, то налоги на зарплаты для работодателей просто подняли на 13%, хотя они и так платят очень много. Итог будет закономерен — ещё более массовый уход в тень и не менее множественные разорения.

Иными словами, вскоре всем нам придётся снова ездить чиниться в гараж к «дяде Васе». Минфин целенаправленно загоняет авторемонтный рынок в прошлое, убивая его участников. А все чиновники в совокупности участвуют в ограблении граждан и предприятий в ходе техосмотров и продаж страховок. Попутно разрушая экономику страны в целом.

Как отмечено в вышеозначенном письме, в автосервисной отрасли РФ работает более 2 млн. человек, не считая самозанятых. Кто-то из них сейчас побывает на войне и вернётся оттуда, поднабравшись боевого опыта. А учитывая то, что предприятия, где они работают, планомерно разрушают, то кормить свои семьи им будет нечем. И этот «горючий материал» неизбежно возьмёт в руки оружие, которое уже начало растекаться по стране с Украины.

«Безусловно, риск того, что нелегальное оружие из Украины окажется на российском черном рынке, есть. Но я бы его не преувеличивал. Сейчас граница с Украиной находится под пристальным контролем со стороны российских правоохранительных органов, там всех серьезно проверяют», — уверяет генерал-майор ФСБ России в запасе Александр Михайлов.

Как говорится, «свежо предание, но верится с трудом». Чем думают наши чиновники, тоже непонятно. Быть может, они все бессмертные?

svpressa.ru

Добавить комментарий