Кто ограничивает возможности? Общество больно, но рецепт выздоровления есть
ФОТО: FIRMA V / SHUTTERSTOCK.COM

Предприниматель Дмитрий Давыдов предлагает способ социальной интеграции людей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья

Согласно исследованию проблемы трудоустройства инвалидов, которое в 2010 году провела Международная организация труда при ООН, Россия заняла первое место в списке 58 исследованных стран. К сожалению, это первое место не почётное: мы лидируем в плане дискриминации инвалидов с точки зрения их занятости. В нашей стране наблюдается грандиозный разрыв в уровне трудоустройства между людьми здоровыми и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дмитрий Давыдов, автор проекта "20 идей по развитию России", выступил с инициативой повышения социально-экономической занятости инвалидов.

Двойные стандарты

Стандартный путь развития человека здорового на сегодняшний день примерно таков: детский сад (факультативно) – школа – колледж или институт/университет – работа.

Что до людей с инвалидностью – тут всё гораздо сложнее. Существуют детские сады определённой специализации – для детей, имеющих проблемы со зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом, для детей с ментальными особенностями. Есть коррекционные школы, а также ресурсные классы в школах обычных. Есть даже колледжи, готовые обучать студентов с ОВЗ, хотя их количество исчезающе мало и сосредоточены они в основном в столице.

А дальше – тупик. Крайне трудно найти организацию, способную взять на работу человека с инвалидностью – даже если он объективно может справиться с работой. Никому не интересно создавать такому работнику особые условия труда. Да и предубеждения против "не таких" в нашем социуме, увы, довольно сильны: инвалид – значит больной, больной – значит нетрудоспособный.

Со времени исследования ООН прошло больше десятка лет, а ситуация в нашей стране толком не изменилась. По данным Росстата, на 2021 год из людей с инвалидностью, состоящих на учёте в Пенсионном фонде, трудоустроены лишь 14%. При этом общая доля занятого населения – 58,5%.

На территории России функцинируют небольшие "особые мастерские", в которых трудятся люди с особенностями: например, "Сундук" в Москве, "Кудесы" в Ярославле, "Капля солнца" в Пензе. Форма занятости – прикладные искусства и народные ремёсла. Но по большей части подобные мастерские в стандартные рыночные отношения не вписываются и существуют на гранты и пожертвования. К тому же таких мест, к сожалению, немного; на всех взрослых инвалидов, желающих и способных работать, их попросту не хватает.

Да, есть единичные случаи трудоустройства людей с инвалидностью; так, в 2013 году пресса активно писала о Никите Паничеве, молодом человеке с мозаичной формой синдрома Дауна, которого взяли на работу в "Кофеманию" – поваром. Но это пока что исключение из правил.

Квоты не указ

Нельзя сказать, что отечественное законодательство вообще не предусматривает возможность трудоустройства людей с инвалидностью. Предусматривает. Существует система квотирования: организации, в штате которых числится более 100 человек, по букве закона обязаны иметь в числе работников и людей с ОВЗ – в количестве от 2% до 4% от общего числа нанятых. Однако за отказ инвалиду в приёме на работу работодателю грозит штраф ничтожного для организации размера – 5–10 тысяч рублей. И большинство боится этого штрафа гораздо меньше, чем перспективы нанять человека с особенностями здоровья.

К тому же штрафа избежать довольно легко: можно обосновать отказ в приёме на работу не наличием у соискателя инвалидности, а его некомпетентностью, отсутствием должного опыта и необходимых для данной работы навыков. Разумеется, отвергнутый соискатель может обжаловать подобное решение в судебном порядке. Но все мы понимаем, что на практике на подобные шаги люди решаются крайне редко; слишком хлопотно, слишком велики потенциальные нервные затраты, себе дороже выйдет.

Также в отдельных субъектах федерации установлены специальные льготные налоговые режимы для организаций, принимающих инвалидов на работу. В столице, к примеру, организация, в которой среди работников насчитывается не менее половины инвалидов, имеет право на налоговые льготы – а именно на пониженный налог на прибыль в 12,5%. Однако количество подобных компаний даже в продвинутой Москве стремится к нулю.

Дмитрий Давыдов предлагает обратить внимание на положительный зарубежный опыт в трудоустройстве людей с ОВЗ – и по возможности его перенять.

Нам бы такие цифры

Так, одной из лидирующих в мире стран по количеству трудоустроенных инвалидов является Швеция: там возможностью работать и зарабатывать на сегодняшний день пользуются 67% людей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные цифры объясняются поддержкой, которую компаниям, готовым принимать на работу инвалидов, оказывает государство. Любая организация, заключившая трудовой договор с инвалидом, имеет право подать заявку на субсидию – и получать от государства выплаты вплоть до истечения срока трудового договора.

Субсидии в Швеции предусмотрены следующие: за предоставление работнику с ОВЗ осваивать профессию или учиться на образовательных курсах без отрыва от трудовой деятельности; за предоставление инвалиду особых условий работы; за предоставление ему долгосрочной занятости.

Если же работодатель разработал собственную программу по трудоустройству людей с ОВЗ, он также имеет право подать заявку на грант.

В Японии действует квота на трудоустройство инвалидов – 2,2% для компаний, в штате которых числится более 45 человек. Квоту соблюдают около 50% от всех японских компаний – однако все остальные обязаны ежемесячно выплачивать взносы, которые в итоге направляются в те компании, которые квоту перевыполняют. Также в Японии существуют субсидии и гранты для компаний, в которых есть работники с инвалидностью.

Оправданные вложения

Согласно предложению Давыдова, в России имеет смысл организовать финансовую поддержку предприятиям, принимающим на работу инвалидов: разработать систему грантов и субсидий, а также способы проверки использования выделенных средств. А ещё – назначить специальные премии социальным работникам и сотрудникам службы занятости за помощь инвалидам в поиске долгосрочной работы и в адаптации на рабочем месте.

Разумеется, это потребует финансовых затрат. Но, во-первых, они непременно окупятся со временем: государству выгоднее иметь среди граждан работающих налогоплательщиков, чем работоспособных инвалидов, вынужденных жить на пенсию. Во-вторых, при помощи некоторых изменений в законодательстве можно привлечь и частные средства. Например, обязать компании, не вписывающиеся в квоту по количеству работников с инвалидностью, выплачивать, как в Японии, ежемесячные взносы; увеличить размеры штрафов для предпринимателей, отказывающих инвалидам в праве на труд.

Дмитрий Давыдов надеется, что его инициатива будет услышана, получит должную поддержку от государства и принесёт пользу людям, у которых сегодня возможности ограничены, но желание трудиться не имеет границ.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий