Проверки с идеологическим уклоном дезорганизуют ключевые отрасли экономики, подорвут обороноспособность страны
Российскому народу, конечно же, очень понравится, что «наконец-то» расходы компаний с государственным участием на аренду люксовых автомобилей будут признаны «необоснованными». С последующим урезанием поддержки из госбюджета.
Об этом заявил Минфин РФ, разработавший методические рекомендации проведения оценки уровня операционных расходов компаний с государственным участием и подготовил мониторинг их исполнения. Данные рекомендации одобрены рабочей группой при правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
«Мониторинг направлен на выявление необоснованных расходов крупнейших госкомпаний, осуществляющих свою деятельность в том числе с привлечением средств федерального бюджета. К таким расходам могут относится траты, не связанные с основными видами деятельности, в том числе аренда дополнительных помещений, люксового автопарка и прочее. Документ устанавливает порядок сокращения таких расходов для их оптимизации», — отмечается на сайте ведомства.
Заметили, как за блеском двух стеклянных бусинок, показательно выбранных для привлечения, точнее, отвлечения внимания общественности, огромный перечень необоснованных расходов госкомпаний укрылся за коротким и безликим «и прочие»?
Редкая госкомпания не балует себя люксовыми иномарками за казенный счет. Здесь и вопросов нет. А вот с арендой дополнительных помещений придется серьезно разбираться. Одно дело, когда госкомпания расширяется, приобретая допофисы «по звонку», чтобы разместить и хоть как-то, хоть чем-то занять детишек «важных и нужных» людей, а другое, если госкомпания, особенно, из высоко технологичных, оборонных и т. п. сфер, создает новое «ударное» подразделение, чтобы ускорить процесс развития, заполнить резко обозначившуюся брешь в поставках, форсировать вновь открывшееся направление.
Сейчас события развиваются стремительно, согласовывать с чиновниками из правительства каждый научно-производственный шаг такой директора госкомпаний позволит себе не всегда могут.
Но тогда, казалось бы, и проблемы особой нет — проверят, потом разберутся, может, не только похвалят, но еще и дополнительные средства выделят, и премию дадут.
Ага, дадут, догонят и еще дадут.
— Дело в том, что все эти слова про целевое или нецелевое расходование бюджетных средств вроде бы правильные, и, я думаю, там действительно есть какие-то нецелевые расходы. Меня просто смущает то, что Минфин и, тем более, Счетная палата возглавляется идейно однонаправленными людьми, определенного типа, — считает экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич:
— Это идеологически заряженные, скажем так, люди. И, соответственно, все руководство этих ведомств подобрано таким образом. А это значит, что такого рода деятельность может быть использована для сокращения расходов на производство. Все очень сложно расценить, когда идеология этих людей накладывает на производственный процесс свой отпечаток.
Ведь они не хотят, чтобы что-то в стране развивалось, придерживаются определенных взглядов, которые не предусматривают развитие определенных отраслей, и всячески тормозят их. Безусловно они не могут свою голову дома оставить, на холодильнике, когда приходят на работу, значит, если у них есть определенная доктрина, то в своей повседневной деятельности они будут ее также придерживаться. И, соответственно, их сотрудники и прочие.
А значит, они будут интенционально настроены на все те результаты, которые бы доказывали, что не надо давать деньги на различные проекты, но которые на самом деле как раз-таки нужны.
Вот, почему я волнуюсь по этому поводу? Уже сейчас я вижу по бюджету, что эти инициативы Минфина по сокращению бюджета необоснованные, просто надуманные на ровном месте, ничем не подкрепленные. Объясняются они вообще какими-то дикими основаниями, Силуанов даже не может пояснить, что он имеет в виду, да он, наверное, и сам не понимает.
Например, когда говорит, что для того, чтобы рубль пришел в некое соответствие, допустим, чтобы понизился его курс, нужно сокращать расходы, я этого понять не могу. Ну, наоборот же вообще все. Ведь, человеку, который мыслит логически, ясно, что здесь одно противоречит другому. Расходы сокращать — это точно против того, за что Силуанов, якобы, ратует — приведение рубля к равновесию.
А расходы он сокращает исключительно в тех областях, в которых они как раз насущно необходимы. Это то, что ясно даже ежу, любому человеку ясно сейчас. Например, то, что военные расходы в нынешней ситуации сокращать невозможно. Или сокращать расходы на военно- техническое развитие также невозможно. На науку, на космос — на все, то, что так необходимо сейчас и будет явно необходимо будущем, набрасывают финансовую удавку.
«СП»: — И также на развитие транспортной системы, что моментально повлияет на всю экономику…
— Да, транспортная система — это то, что надо сейчас же делать, срочно, особенно с учетом геополитической обстановки. А Минфин все там сокращать собирается. А вот расходы по такой дурацкой, ненужной сейчас для нас «зеленой энергетике» будут расти. Неизвестно еще, будет или не будет «зеленая энергетика», «зеленая экономика» — все это находится в подвешенном состоянии.
«СП»: — Западные страны, вот же, совсем недавно об это лбами стукнулись, поставив все на «зеленую энергетику» …
— Да, но деньги из российского бюджета все равно туда идут, и, судя по всему, будут идти. Поскольку бенефициары в этом секторе дружественные Чубайсу компании и прочие структуры. А в бюджетной строке на это довольно большая сумма прописана. Поэтому, если будут еще и проверять так, как они предлагают, то это уже угроза национальной безопасности. Потому что получается, что группа людей, которая вообще не имеет должного и правильного, изначально доктринального подхода или, хотя бы, объективности, может только навредить.
Если бы к этому были привлечены хотя бы какие-то нейтральные бухгалтера. Но это совершенно не нейтральные, а, как я уже сказал, идеологически заряженные определенные группы. Доктринеры, которые руководствуются, я бы сказал, радикальными убеждениями. И эти их убеждения совершенно идут вразрез с целями и задачами специальной военной операции, которую проводит Россия, и вообще с позицией нашей страны, которую она занимает в нынешней ситуации в мире. И поэтому сейчас ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они через свои структуры как-то проводили эту идеологию.
Тем более, что они уже проводят совершенно спорные решения по бюджету. Теперь такие же сомнительные решения будут проводиться в госкомпаниях. А госкомпании у нас все время являются неким хребтом экономики.
И если сейчас там начать какие-то вредительские действия, то это в итоге негативно повлияет на все. Тем более, что сейчас у нас в стране произошло вынужденное огосударствление экономики. И, возможно, это и дальше будет некоторое время продолжаться. Поэтому атака на них будет, по сути, атакой на всю экономику. Потому что всегда можно трактовать по-разному, оценивая целевые и нецелевые расходы. Формулировок для этого найдется много, можно совсем запутаться или намеренно запутать других.
На мой взгляд, исходя из нынешней ситуации в мире, в стране, и, поскольку она носит чрезвычайный характер, надо предусмотреть какие-то решения, позволяющие проверять на таком уровне и такие ключевые компании на предмет сокращения бюджетного финансирования, только при участии правоохранительных органов. То есть, переподчинить проверки такого рода, допустим, исключительно Совету безопасности, и все.
Поскольку проверки с идеологическим уклоном будут дезорганизовывать ключевые отрасли промышленности. Что равносильно подрыву обороноспособности страны. Поэтому, я считаю, здесь даже спорить не о чем. Если мы видим уже по бюджету такой подход, то мы увидим его и дальше, по всем госкомпаниям, и это может привести действительно не только к снижению темпов развития экономики, но и к далеко идущим последствиям, сделав вообще просто невозможным никакое развитие страны.