В селе Фыркал Ширинского района Хакасии случилось ЧП местного масштаба - порыв на водопроводе. Вот что сообщила по этому поводу 19rusinfo.ru сельсовета Светлана Вашкевич.
"Да, у нас проблемы с водой. Но сегодня я звонила главе района. На завтра на 9 мы назначили встречу с ним, чтобы решить этот вопрос, каким образом они мне помогут. Проблемы у нас: некому делать, у нас нет специалистов. Я как женщина недопонимаю в задвижках. Вся проблема в специалистах. Был бы, нашел бы порыв, чтобы его устранить. Сейчас мы этого сделать не можем.
Мы занимались отключением воды, а у нас теперь сломалась задвижка. Сейчас мы отключить не сможем дня два. В Абакан я поеду только в пятницу, куплю задвижку".
По словам главы Фыркальского сельсовета, у них только холодная вода, центральное водоснабжение от емкости, вода в доме плюс в Летник. Скважины в поселке нет ни одной, пробурить невозможно. Бурильщики к ним даже не едут, бесполезно. И без воды им очень страшно остаться.
"Полномочия по закону перешли на уровень района. На сегодня - 12 июля - имущество район у нас не взял. Говорят, имущество ваше, обслуживайте сами. В общем, не прошито - не пронумеровано, такая ерунда - мы уже три пакета документов собирали, бесполезно - с нами они перечень не согласовывают. Без согласованного перечня республика помочь нам не может, потому что район свого согласия на прием имущества не дает. Они хотят по соглашению эти полномочии переложить опять же на нас. Те поселения, в которых есть концессионеры, им проще это.
А у нас только водопровод протяженностью 11 км, он убыточный с первого и до последнего дня. Абонентов 449 человек, сами себя не обрабатывают. И убыточный никто брать на себя не хочет, и район тоже.
Мы с этим живем с 2006 года, с этими полномочиями. Бешенных затрат, правда, нет. Два насоса в год и частичные небольшие порывы. Глобального ничего не произошло.
У нас действующее МУП, которое они вообще брать не хотят. Не знаю, в чем причина. Может быть, они недопонимают, что такое полномочия, в чем они заключаются по ЖКХ. Прокуратура на стороне жителей, кто будет исполнять ей все равно, главное, чтобы люди не пострадали", - говорит Вашкевич.
Светлана Геннадьевна готова забрать эти полномочия и дальше их исполнять при определенной сумме. Для нее это нестрашно. А что касается республиканского закона, то она говорит: "Ширинский район этот закон не исполняет, уходит от ответственности".
Ей вторит и первый заместитель министра строительства и ЖКХ Анатолий Безлепкин:
"Вопрос к Ширинскому району, почему район не принимает имущество, Я уже пояснял, что Минимущество не видит к этому никаких препятствий. По нашей информации, Ширинский район не подписывает инвентаризационные акты, которые заходят в правительство, издается постановление, и имущество передается с одного муниципального уровня на другой. Вот и всё.
Прокуратура района этим вопросом занималась, какие будут дальнейшие действия контрольно-надзорных органов, мне сложно сказать".
Как утверждает первый замминистра, вопрос в Фыркале критичный с точки зрения полива для личного подсобного хозяйства, а не с точки зрения обеспечения питьевой водой населения.
Они туда ездили, обследовали, по нашим данным, район насос некоторое время назад - мае - начале июня предоставил сельскому совету. Это все, что район сделал. Все остальное происходит из-за того, что где-то есть порыв, который не выходит на поверхность. Запорная арматура не позволяет методом проб понять, на каком участке, чтобы его отсечь. Но это же не выход, потому что эти участки, как правило, привязаны к летнему водопроводу, который нужен всем на селе для полива огородов и подсобных хозяйств, для скота.
Минстрой не может вмешиваться в данную ситуацию, вопрос передан на районный уровень. Как руководитель ответственный, Светлана Вашкевич уже согласна эти полномочия принять только при нормальном финансировании того уровня власти, который их передает.
"Я считаю, что это дискредитация самого республиканского закона. И мы законом этим, еще раз подчеркиваю, вернули полномочия тепло- водоснабжения и водоотведения на районный уровень.
В 14 году в действующем законе четко говорилось, что поэтому полномочия муниципальных районов. Но была приписочка "если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации". То есть это было исключение из правил, которое могло на какой-то период времени работать. А у нас это исключение стало правилом.
А после того, как республиканский парламент принял этот закон, и если вдруг опять районные власти пытаются каким-либо образом опять передать полномочия сельсоветом. То, да. Это прямая дискредитация.
Да, есть некоторые ситуации, они исключительные, где это оправдано. Допустим, при реализации крупных инвестпроектов, которые уже начаты. Как в селе Боград, где идет нацпроект "Чистая вода", и еще одна-две ситуации в республики. Во всем остальном это неправильно.
Глава Ширинского района Андрей Диринг в свою очередь не видит в вопросе нарушений закона:
"Ширинский район действует в рамках действующего законодательства. Все муниципалитеты с нашей помощью подготовятся к зиме. Мы заключили соглашения практически со всеми нашими поселениям. То есть наши поселения оставляют себе эти полномочия, как было в прошлом году. Специалисты у нас есть, средства предусмотрены в соглашениях. Все будет также ежегодно обследоваться, проводиться гидравлические испытания, делаться заявка в министерство строительства на выделение средств на подготовку к зиме.
Что поменялось-то? Что касается порыва на водопроводе в Фыркальском сельсовете, то мы полную помощь окажем. Специалисты уже работают. Для начала надо понять, что там случилось и какие суммы требуются для ремонта. Водопровод действует более 30 лет, находится в ветхом состоянии. И вот здесь как раз необходимы средства на проектирование, реконструкцию и капитального ремонта водопровода. Нужна здесь помощь министерства строительства и ЖКХ, будет проект, появится возможность участие в программе "Чистая вода".
Из всех наших 15 поселений такая проблема только в одном. Это наверное говорит о компетенции главы сельсовета".