Власти Калининградской области передали правительству России и администрации президента проект ответных мер на запрет Литвой транзита товаров через свою территорию, сообщил глава региона Антон Алиханов. Он рассказал, что из сложившейся ситуации есть несколько путей выхода.
Первый — по линии МИДа добиться изменений в санкционном пакете, чтобы эти ограничения были сняты. Второй — вывод новых судов на линию, связывающую Калининградскую область с основной территорией России, а также субсидирование морского тарифа, чтобы продукция не становилась дороже.
В качестве третьего варианта Алиханов подготовил проект ответных мер и передал в кабмин и администрацию президента.
«Это меры различного характера, давайте обсуждать их в том случае, если необходимость их принятия будет 100 процентов. Но я повторюсь: нам есть чем экономически ответить, и весьма критично для Литвы», — подчеркнул он.
«Россия может сделать так, что половины экономики Литвы не будет. Просто такое ощущение, что Литва не понимает, что Калининградская область — это часть России и что за нас есть кому вступиться, мы не один на один с проблемой», — добавил губернатор.
Ну, и что мы можем сделать стране, которая не раз сама уничтожала целые отрасли своей экономики назло России? А какие еще меры возможны, кроме экономических?
Вот первый вариант — добиться изменения санкций, возможно ли это? Bloomberg пишет, что очередной пакет санкций ЕС будет предполагать изменения в отношении уже одобренных ограничений, что, в том числе, касается коррекции правил, связанных с транзитом товаров в Калининград. Ранее Spiegel заявил о требовании ФРГ от Литвы разблокировать транзит в Калининград. То есть все может решиться и таким способом?
— Пока ограничения на транзит не сняты, — рассказывает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Судя по словам Алиханова, санкции затронули 40−50% транзита, и пока ничего не изменилось. Приходится везти грузы по морю из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«СП»: — Как стало известно Bloomberg, очередной пакет санкций ЕС будет предполагать изменения в отношении уже одобренных ограничений. Вот и Алиханов говорит о возможности добиться изменений в санкционные списки. Возможно ли это?
— Судя по всему, в обмен на уход России с острова Змеиный Евросоюз готов снять рад ограничений на калининградский транзит. Но предположу, что снимут отнюдь не все ограничения. Часть товаров возить будет нельзя, часть — можно только в ограниченных количествах.
«СП»: — Вторым способом он называет вывод новых судов на линию, связывающую Калининградскую область с основной территорией России. Но как сделать так, чтобы не было подорожания? Паромщики станут работать бесплатно, или государство будет разоряться?
— Нельзя ничего сделать — подорожание неизбежно. Выход на линию новых паромов — единственно возможное решение в нынешних обстоятельствах. Это дело государственной важности. И ради сохранения транзита на это придется потратиться.
«СП»: — В качестве третьего варианта Алиханов подготовил проект ответных мер и передал в кабмин и администрацию президента. По мнению Алиханова, есть, чем ответить экономически. И чем? Из портов их мы ушли, от газа нашего они отказались, от электричества тоже планируют. Что еще?
— Мы все же не полностью ушли из их портов. Так что эта мера подействовать может. А вот полный запрет российским компаниям иметь дело с Литвой — мера очень действенная. И запрет на продажу туров в эту страну — тоже. И полный запрет на ввоз в Россию литовских товаров пока еще не вводили. И от наших газа и нефти они все еще полностью не отказались — это тоже можно перекрыть.
«СП»: — Прошлогодняя история, когда Литва на голом месте создала конфликт с Китаем и нарвалась на калечащие санкции, показала, что они не только в ногу себе готовы стрелять, но и в голову. Можно ли в принципе напугать суицидника?
— Китай напугал. Мы должны брать с китайцев пример и повторить все их меры против Литвы, плюс дополнить своими. При всем позерстве и патологической русофобии, литовцы — не самоубийцы.
«СП»: — Если Литва не одумается, есть ли еще меры воздействия, кроме экономических?
— Экономических мер в целом вполне хватит. Стрелять по литовской территории можно, если будут нападения на транзитные поезда или фуры, нападения на паромы в литовских водах. Пока этого нет. Но надо дополнить их мерами дипломатического противодействия Литве — российская дипломатия должна сделать все, чтобы страны за пределами Европы и Северной Америки перестали иметь дело с Вильнюсом.
— На Западе не могут не понимать, чем в конечном счете чреваты игры вокруг калининградского транзита, поэтому в данном случае дипломатические консультации могут оказаться вполне уместными, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Правда, Запад может использовать эти консультации как инструмент шантажа и выдвижения встречных требований. Не случайно ведь появились слухи, что уход с острова Змеиный стал разменом за деблокаду Калининграда.
«СП»: — Алиханов предлагает увеличить количество морских перевозок за счет субсидий от государства. Но тогда литовцы будут победу праздновать — заставили нас раскошелиться…
— Думаю, что вкладываться в развитие обходного маршрута все равно придется. Зависимость в вопросах транзита от капризных и непредсказуемых лимитрофов — это ахиллесова пята, в которую всегда будут бить. Тем более, Россия давно развивает подобную инфраструктуру — строит собственные порты на Балтике и трубопроводы в обход прибалтов. Поставки в Калининград по морю — лишь очередной шаг в этом направлении.
«СП»: — По мнению Алиханова, есть, чем ответить экономически. Россия может сделать так, что половины экономики Литвы не будет. И как, интересно?
— Как минимум, отключить их от общей энергетической системы БРЭЛЛ. Впрочем, страны Балтии сами давно хотят выйти из этой энергосистемы, привязывающей их к Белоруссии и России, и подключиться к энергосистемам ЕС. Но сейчас процесс можно ускорить.
«СП»: — Что еще мы можем перестать им продавать?
— Я не думаю, что страны Балтии можно удушить экономически. Свои связи с Россией они разрушают давно и вполне целенаправленно. Избавляясь от зависимости от России, они переходят в полное подчинение ЕС. Подключатся к энергосистемам Польши и Скандинавии, будут покупать дорогой американский СПГ или тот же российский газ, но по завышенным ценам у перекупщиков. Продовольствие, потребительские товары — тоже из ЕС. Часть убытков им компенсируют европейские субсидии, тем более, на содержание этих малых стран требуется не так много. А излишки трудоспособного населения успешно абсорбируются европейским рынком. Как ни странно, прибалтийские лимитрофы, будучи карликами с депрессивными экономиками, в этом своем качестве весьма устойчивы. Это тоже следует учитывать.
«СП»: — А какие еще могут быть меры, помимо экономических?
— Политически на страны Прибалтики воздействовать невозможно — они полностью ориентированы на ЕС и США. Поэтому и давить на них можно только через их «патронов». Военные методы здесь могут быть применены разве что в самом крайнем случае, поскольку это будет означать прямое столкновение с НАТО. Следует признать, что Прибалтика — весьма досадная заноза в боку России, с которой мало что можно сделать. Во многом это результат десятилетий бездействия со стороны самой Москвы, которая полностью устранилась от прибалтийских дел, никак не пыталась влиять на местную политику, не развивала дружественные себе силы, не использовала русский фактор в Эстонии и Латвии.