Финансовые потери российских частных инвесторов — дело рук властей
Завершающаяся неделя ознаменовалась похоронным звоном для большей части так называемых «частных инвесторов» — тех, кто решил по-быстрому срубить денежек на российском фондовом рынке. Люди опять потеряли всё. Котировки почти дошли до уровня 3300 по индексу Мосбиржи, акции ряда эмитентов падали в цене, как листья поздней осенью. Никакой логики в этом нет и быть не может.
Самым драматичным стал вторник 18 января, уже прозванный «чёрным», тогда индекс по закрытию провалился аж до 3328,94. Между тем вроде как никаких событий в тот день не произошло, накануне — тоже. Странно, не правда ли?
«Рынок тянут вниз геополитические страхи. Для того, чтобы эти эмоциональные распродажи завершились или хотя бы приостановились, нужны сигналы о нормализации отношений с Западом», — считает старший трейдер УК «Альфа-Капитал» Владислав Силаев.
Наверное, тянут. Однако президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган предположил, что всё не так просто — некие «крупные игроки» массированно сокращают свои позиции, дескать, характер распродаж говорит именно об этом. Осталось лишь понять, кто и почему. И так ли это.
Иностранные спекулянты с российского рынка ценных бумаг ушли практически поголовно. Те, кто до сих пор числится в «нерезидентах», представляет выведенный из РФ капитал. Но и таковых уже немного. Российские банки, инвесткомпании и всякие там фонды? Не смешите, эти тоже давно «откэшились», да и в подобные игрушки они балуются исключительно при наличии 100%-го «инсайда». То есть «закрытой» информации о том, куда точно двинется рынок. Инсайд запрещён. Но им все крупные игроки пользуются. Когда это особенно выгодно и более-менее безопасно. Не в ходе обычных торгов.
По идее, точнее, по «классике», описанной в учебниках, рынок нынче должен расти.
«С фундаментальной точки зрения российский рынок выглядит крайне привлекательно: цены на нефть, газ, металлы растут, а дивидедная доходность — рекордная в мире», — напоминает главный аналитики «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Но мы видим совершенно иное — жуткие «качели», выкачивающие средства мелких вкладчиков.
«Частные деньги начинают капитулировать. Причем не всегда „физики“ продают по своей воле: некоторым позиции принудительно закрывают брокеры из-за маржин-коллов по падающим бумагам», — отметил руководитель отдела торговли акциями ИГ «Атон» Элбек Далимов.
Тут нужно пояснение. «Физики» — физические лица, те самые честные «инвесторы».
Когда своих денег не хватает — у большинства таких частных «инвесторов» это нормальное явление — они берут в кредит средства у своего брокера. С так называемым «плечом» средства в распоряжении игрока кратно увеличиваются. При этом компьютерная программа внимательно отслеживает, чтобы клиент не проиграл больше, чем у него есть. И если такое происходит позиции автоматически закрываются. Как несложно догадаться, с «плечом» просадить свои деньги можно в разы быстрее, нежели просто покупая-продавая акции на свои жалкие десятки тысяч рублей. В общем, практически мгновенно.
Общая тенденция, действительно, на понижение, почему — не важно. Будем считать, что эти самые «геополитические страхи». Но ведь и на падающем рынке можно зарабатывать, «короткая продажа» (short selling) это опасно, но результативно. Опять-таки с вышеозначенным «плечом» под свои копейки вы берёте у брокера кредит не деньгами, а акциями. И тут же их продаёте. Котировка упала, вы откупаете бумаги обратно, но уже дешевле, отдаёте долг — маржа ваша. Сверхприбыли!
Многие так и делают. Однако просто не успевают получить эту сверхприбыль. Горе-«инвесторы» все дружно «шортанулись» — и рынок внезапно начинает идти вверх, эти самые позиции принудительно закрываются уже сверху. Причём, судя по наблюдениям ряда профессионалов, происходит всё довольно синхронно. Точнее, на удивление синхронно.
В начале января сего года Центробанк опубликовал так называемый «портрет инвестора» — среднестатистического клиента российского брокера. Надо сказать, очень даже правдоподобный, люди из ЦБ явно не зря едят свой хлеб. По их оценкам, это человек от 20 до 40 лет, денег у него немного — до 100 тысяч рублей.
«Да, всё примерно так и есть, я читал эту новость, поржал. Более того, этот самый „частный инвестор“ — по сути, большой ребёнок. Мы в школе экономили на завтраках, копили копеечки, и на эти деньги что-то покупали. Мячик там, или удочку. Тут то же самое. Разве что „менеджер самого среднего звена“ скроил на пиве и вискаре. Втихую от жены собрал „заначку“, решил на неё выиграть на бирже миллион и купить новую модную „крутую“ машину. Но быстро всё просрал. Впрочем, это банальщина. Есть у меня и более интересные клиенты, например, один молодой человек, ко мне его „по блату“ привели. Сейчас расскажу», — делится опытом частный инвестиционный консультант Михаил.
История просто феерическая. Этого 18-летнего паренька привёл к нему его отец, IT-начальник одного крупного банка. Папаша узнал, что его сын играет в онлайн-казино, и чуть не оборвал пацану уши. Но не оборвал, как выяснилось, его сынок оказался «продуманным». Весь в отца. Не вкладывая ни копейки, на бесплатном первоначальном взносе, умудрился вывести с интернет-«лохотрона» около 80 тысяч рублей, понемногу, по частям. Знал, что аккаунты тех, кто выигрывает много и быстро, тут же блокируют. Правда, потом зарвался и таки попал под блокировку. А на первый выигрыш решил стать «инвестором». Родитель поржал, но помог, отвёл к знакомому инвестконсультанту. Но вот тут уже не повезло. На момент данного рассказа Мосбиржа сожрала все деньги юного гения фондового рынка.
Как, наверное, несложно догадаться, молодой человек погорел на вышеописанных «маржинальных сделках». Кстати, в ЦБ-шном «портрете» тоже пишется про любовь частных «инвесторов» именно к ним. Всё логично — своих денег-то гроши, а хочется много.
Для таких вот любителей по-быстрому «срубить бабок» — либо на растущем рынке, либо на падающем — и устроили «качели». С гарантией 100% выкачивающие деньги из простачков. Чья работа? Давайте поразмышляем.
Управлять биржей просто, достаточно иметь в своих руках кран, который регулирует поступление денег. И тогда котировки станут послушными, как дрессированные мартышки в цирке. Открыли краник, деньги есть — покупки идут, цены растут. Нет денег, кран перекрыт — покупатели отсутствуют, всё начинает валиться. Через какие структуры это делается уже детали. В такой управляемой системе любые положительные новости о прибылях того или иного эмитента (например, «Газпрома», который сейчас зарабатывает бешеные деньги на ценах «голубого топлива» в Гейропе) не имеют никакого значения. Нет денег на бирже — акции падают. И точка.
Для особо упёртых, которые что-то купили на свои деньги и готовы это держать до посинения, тоже есть «винт с левой резьбой». Всевозможная «биржевая аналитика» и различные «торговые программы» — так называемый «технический анализ» и прочая чушь. Сами программы стоят дорого, их никто не покупает, но брокеры и биржа предоставляют своим клиентам к ним доступ. Бесплатный! И если «инвестору» все говорят, что олени идут на север — тенденция, однако! — он начинает в это верить и делает то, что от него требуется. Либо покупает, либо продаёт.
По оценкам экспертов, за 2021 год потери частных «инвесторов» составили около 5−6 триллионов рублей. Учитывая мощную рекламу Мосбиржи и «инвестиций» в целом, можно говорить о том, что в начале года объём средств «частников» в торговой системе более-менее восстановился.
«Учитывая то, что примерно по 600−700 тысяч уникальных счетов открывается ежемесячно, мы можем выйти на цифру 25 миллионов уникальных счетов в конце следующего года», — рассказал в конце 2021 года глава Мосбиржи Юрий Денисов.
А куда конкретно пойдут котировки ценных бумаг, будут они расти или падать — не особо и важно. Обирать частников можно и так, и иначе. Кто за этим стоит? Видимо, тот, кто в нашей стране рулит тем, что ошибочно называется «экономикой». То есть Кремль.