Проблемы транспортных коридоров получает сегодня особую актуальность, что тормозит их решение
Россия формирует развитие транспортных коридоров для решения логистических проблем и помощи компаниям, заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.
«Прочной, предсказуемой основой для углубления международной кооперации видим развитие удобной и независимой платежной структуры в национальных валютах, а чтобы помочь компаниям наших стран наладить логистические, кооперационные связи, формируем развитие транспортных коридоров», — сказал глава государства.
По его словам, он рассчитывает на то, что в скором времени грузопоток по транспортному коридору «Север -Юг» начнет уверенно расти, обеспечивая устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией.
Кроме того, он отметил, что в России увеличивается пропускная способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике по ряду направлений. «Увеличиваем пропускную способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике на восточном, южном, других направлениях, в том числе в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах, они станут важнейшим участком коридора «Север-Юг», — сказал президент.
Надо признать, что инициатива важная в условиях нынешних реалий, когда Запад заставляет Россию переориентировать свою внешнюю торговлю, разрушает годами складывавшиеся логистические цепочки. Только вот пойдет ли дело дальше заявлений?
В конце апреля стало известно, что правительство РФ создаст штаб по транспортно-логистическим коридорам с участием профильных министерств и бизнеса.
«Доступные логистические коридоры — это не только транспорт. Мы должны это четко понимать. Это и транспорт, и транспортно-логистические центры, и обустройство маршрутов с точки зрения цифровизации, обеспечение расчетов, а также обеспечение промышленных центров и зон, там, где это будет необходимо. Вся совокупность факторов, которые определяют устойчивость функционирования российских компаний на интересующих нас направлениях и движение грузов», — заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, под руководством которого проводится данная работа.
Сообщалось, что первыми задачами, которые должен будет решить новый штаб, будут проведение инвентаризации транспортно-логистических коридоров для анализа возможных проблем и последующего формирования «дорожных карт» по направлениям, отметили в секретариате.
И что? Начата ли эта работа? Или о словах Путина благополучно забудут через несколько месяцев, лишь сымитировав их реализацию?
Кстати, упомянутый президентом коридор «Север-Юг», который должен обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран, должен был появиться давно. Соответствующие соглашения был подписаны еще в 1999-м году, однако открытие коридора постоянно сталкивается с разными проблемами.
Можно ли ожидать, что что-то изменится? Ведь сейчас проблема создания международных транспортных коридоров получила особую актуальность в нынешних политико-экономических условиях.
— Проблема, конечно, появилась не сейчас, а лет на восемьсот раньше, когда после завоевания Азии и Восточной Европы татаро-монголы организовали транспортный коридор из Китая, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— И отчасти борьба Руси с татаро-монголами велась и за этот коридор, которым Российская империя овладела полностью к 19 веку. Вот тогда молниеносными темпами был построен Транссиб, в советское время дополненный БАМом. Открылся Севморпуть. А в путинский период на грунтовом участке трассы на Дальний Восток за Читой подсыпали гравий.
Что касается особой актуальности этого проекта в период санкций, то санкции, скорее, поспособствуют закрытию коридоров, нежели наоборот. И поиску альтернативных решений вроде проекта ТРАСЕКА, идущего через континент в обход России.
«СП»: — Президент заявил, что рассчитывает на то, что в скором времени грузопоток по транспортному коридору «Север-Юг» начнет уверенно расти и обеспечит устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией. Но этот коридор уже 20 лет открывают. Что мешает? География? Экономика? Политика?
— Коридор Север-Юг — это совершенно непроработанный проект, в отличие от коридора Запад-Восток. По сути, он сегодня обрывается с двух концов — на финской границе на севере и грузинской или азербайджанской на юге.
Но есть еще один проект — через Каспий и Персию, и частный порт Оля функционирует под Астраханью исправно. Правда, объемы невелики. И тут вопрос Ирана — через его территорию на юг нет настоящего магистрального пути. Есть предложения прорыть канал из Каспия в Персидский залив — это по значимости мог быть второй Суэц.
Либо железнодорожная и автомобильная магистраль через Среднюю Азию, но это натыкается на амбиции тамошних постсоветских государств. В принципе, можно было бы договариваться и с Баку, не влезая в Среднюю Азию, но пока тоже не видно результата.
«СП»: — Будет ли то, о чем говорит Путин, реализовано? Или замотают, а через пару месяцев забудут? Насколько для наших властей важна эта тема. В конце апреля стало известно, что кабмин создаст штаб по транспортно-логистическим коридорам. Что-то уже сделано?
— Штаб-то создадут обязательно. А штаб или комиссия, или комитет — это братская могила любого начинания. А надо определить, кому это действительно до зарезу нужно — тому и поручить.
«СП»: — Какие еще стратегические направления для России стило бы выделить в плане строительства транспортных коридоров? Какие маршруты оптимальны?
— Я уже назвал маршруты с севера на юг. По большому счету, есть проект бывшего депутата Николая Московченко, сопряженный с переброской пресной воды сибирских рек в Азию, то есть транспортный коридор сопрягается еще и с трубопроводным элементом.
Есть проблема портов на Дальнем Востоке — они явно не отвечают потребностям по объемам, и не вписываются в нормативы времени по перевалке. В целом очень низкие скорости перевозки грузов. Та же проблема на Севморпути — долго.
Нет сухопутной дороги в Магадан и на Чукотку, а в 21-м веке уже нужен мост через Берингов пролив, в Америку. И либо решать глобально дорожный вопрос, либо создавать супертяжелые грузовики, способные тащить грузы через арктическое бездорожье. Но сухопутная связь Евразии и Америки — это проблема 21-го века.
«СП»: — Какой срок это могло бы занять, если бы за это взялись всерьез?
— Я бы не стал называть сроков, даже ориентировочных. Нужно возить грузы через Персию, но русские суда сейчас не пускают в европейские порты — какие тут перевозки? И никто не знает, на сколько лет все это…
— Характерно, что даже весной 2020 года, когда обсуждались самые пессимистичные прогнозы по поводу перспектив восстановления внешнеэкономических связей между странами, руководство целого ряда государств явно исходило из вероятности как раз усиления конкуренции между ведущими международными игроками за реализацию проектов в транспортно-транзитной сфере, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Так, Владимир Путин поднимал тему развития международных транспортных коридоров и необходимой для них инфраструктуры в ходе совещания по ситуации в транспортной сфере, состоявшемся в мае 2020 года. Кстати, схожей логики тогда придерживались и другие страны, рассчитывающие на развитие своего транзитного потенциала — например, подобные вопросы затрагивались в апреле 2020 года на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Среди прочего, транспортные коридоры — это драйвер инфраструктурных проектов, а строительный бизнес, как правило, обладает серьезными лоббистскими возможностями и тесно связан с политическими элитами. Можно вспомнить планы масштабной реализации инфраструктурных проектов в США, представленные Джозефом Байденом вскоре после прихода в Белый дом.
Или готовность Евросоюза финансировать подобные проекты даже за пределами ЕС. Например, на саммите «Восточного партнерства» в декабре 2021 года вновь говорилось о намерении ЕС вложить около 2,3 млрд. евро (в соответствии с экономическим и инвестиционным планом, представленным Еврокомиссией еще летом того же года) в различные проекты в странах-участках инициативы, включая развитие транспортной инфраструктуры.
В рамках внутрироссийской повестки с темой развития транспортных коридоров было связано обсуждение многих инфраструктурных проектов в российских регионах.
Например, власти Дагестана в свое время аргументировали необходимость строительства автодороги «Северный обход Махачкалы», в том числе, необходимостью создания инфраструктуры для МТК «Север-Юг».
А строительство «Обхода Тольятти» с мостом через Волгу у Климовки в Самарской области рассматривается в рамках создания инфраструктуры для маршрута «Европа-Западный Китай».
«СП»: — «Север-Юг» Путин отдельно упомянул. Каково его значение?
— Как известно, МТК «Север-Юг» должен был связывать Индию и государства Персидского залива через Иран с Россией и маршрутами, идущими через Балтийское море. При этом Транскаспийский маршрут в рамках этого коридора предполагает задействование иранских и российских портов на Каспии. А Западный — сухопутное сообщение через территорию Азербайджана.
Тема развития МТК «Север-Юг» в принципе традиционно возвращалась в повестку переговоров официальных Москвы, Тегерана и Баку. Периодически дискутировался вопрос и о возможности сообщения между Россией и Ираном в рамках этого коридора через Армению и Грузию. Наконец, обсуждается и потенциал Восточного маршрута — через Туркменистан и Казахстан.
«СП»: — Про этот же коридор говорят уже 20 лет, и что?
— Не будем забывать, что, среди прочего, дополнительные проблемы для развития МТК «Север-Юг» создавало санкционное давление на Иран — в том числе, с учетом имеющихся из-за этого финансовых проблем для строительства необходимой инфраструктуры на территории этого государства.