Украина может оставить Европу без нефти из России
Экс-президент Украины Петр Порошенко предложил перекрыть нефтепровод «Дружба», поставляющий нефть из России в Европу.
В своей статье в американской Politico он заявил о необходимости ввести полное нефтяное эмбарго в отношении России. Первым шагом, считает он, может стать прекращение работы нефтепровода «Дружба», построенного в 1960-х годах.
Трубопровод «Дружба» обеспечивает поставки нефти из России в Европу и проходит через территории Белоруссии, Украины, Польши, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Латвии и Литвы. При этом сам трубопровод принадлежит тем странам, по территории которых он проходит, в частности, украинский участок нефтепровода находится в собственности «Укртранснафты».
Однако Россия оплачивает транзит нефти. То есть Киев получает деньги за то, что нефть, как и газ, идут по его территории в Европу. И остановка транзита будет означать серьезные финансовые потери. Готовы ли они к этому?
И, конечно, в Европе за такое по головке не поглядят. Да, в ЕС давно говорят о необходимости эмбарго на российское топливо, в настоящий момент готовится шестой пакет санкций в отношении России, основной составляющей которого станет отказ от поставок нефти. Однако члены ЕС пока не смогли договориться о параметрах эмбарго. Для многих отказ от российской нефти будет катастрофой. И самовольное перекрытие Украиной вентиля будет означать потерю к ней доверия со стороны «партнеров». Понимает ли это Порошенко?
Или же он блефует? От чьего имени он выступает?
— Не думаю, что Порошенко предварительно согласовывал это заявление с какими-то международными игроками, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Думаю, что это попытка обратить на себя внимание американской администрации, которой, конечно бы, хотелось, чтобы страны ЕС как можно быстрее отказались от российской нефти. Сегодня Порошенко оказался в тени Зеленского, который не только полностью доминирует во внутриполитическом пространстве Украины, но и рассматривается США и Великобританией, как политик, который мог бы надолго занять место украинского национального лидера. Порошено, разумеется, такая ситуация не устраивает, а потому он пытается напомнить о себе и показать, что может оказаться полезным.
«СП»: — Это вообще реально? Может ли Украина на законных основаниях это сделать?
— Я не специалист, и мне трудно судить о том, может ли Украина самостоятельно остановить работу нефтепровода, не создавая угрозу технологической катастрофы. Но, насколько я понимаю, это все-таки возможно.
Что касается каких-то правовых оснований для подобного шага, то я думаю, о них в нынешней ситуации никто не станет задумываться. Даже те европейские страны, которые серьезно пострадают от подобного шага, скорее всего, не станут предъявлять Украине какие-то претензии. Сегодня Украина получила возможность предпринимать практически любые действия, способные нанести ущерб России.
«СП»: — Но как они будут без транзита? Денег много потеряют?
— Украина получит от США военную и финансовую помощь на 40 миллиардов долларов. На этом фоне потери от транзита нефти выглядят не столь значительными. Однако не стоит рассматривать заявление Порошенко, как свидетельство того, что Украина действительно собирается перекрыть нефтепровод. Скорее всего, он выступил с подобным предложением, чтобы продемонстрировать свою готовность к решительным действиям.
Но подобный шаг в нынешних условиях не нужен американской администрации, которая и без того опасается, что энергетические проблемы могут подорвать единство западного сообщества. Однако через несколько месяцев США могут найти способ обеспечить Европу нефтью, и тогда ситуация может измениться.
«СП»: — Но мы говорим про сейчас. В Европе остановку транзита нефти вряд ли бы оценили…
— ЕС принял решение постепенно заместить импорт российской нефти поставками из других стран. Но это будет достаточно долгий процесс, и резкое прекращение поставок по нефтепроводу «Дружба» вызовет экономический кризис в ряде восточноевропейских стран. Не стоит забывать о том, что решения в ЕС и НАТО принимаются на основе консенсуса. Поэтому перекрытие нефтепровода способно привести к политическим последствиям, крайне неприятным для Украины.
«СП»: — Почему вообще по Украине до сих пор идут российские нефть и газ? Если типа Россия «агрессор», надо это прекращать, логично?
— Украина опасается, что экономические проблемы, которые возникнут у стран ЕС в случае прекращения транзита, заставят их отказаться от нынешнего курса, направленного на разрыв экономических связей с Россией. Украине важно показать ЕС, что она является партнером, способным заботиться о европейских интересах. Поэтому, как мне кажется, транзит российских углеводородов в Европу будет продолжаться через территорию Украины даже в том случае, если боевые действия затянутся на долгий срок. Во всяком случае, до тех пор, пока американская администрация не решит, что его можно и нужно остановить.
«СП»: — А может ли Киев пойти на подрыв нефте и газопроводов? Типа, это не мы, это российская ракета случайно прилетела. Или некие неизвестные «патриоты» подорвали? Что тогда? Будут восстанавливать?
— Украина не может ставить под угрозу свои отношения с США и ЕС, поскольку в таком случае она рискует остаться один на один с Россией. Поэтому украинское правительство не станет совершать действия, способные нанести ущерб экономике европейских стран. По собственной воле Украина ничего подрывать не станет. По крайней мере, до тех пор, пока Зеленский и его окружение контролируют ситуацию в стране.
— В тексте Порошенко речь идёт, насколько я могу судить, не о действиях Украины, а о призыве к странам Евросоюза, — отмечает замгендиректора Института национальной энергетики. Александр Фролов.
— То есть бывший член Партии регионов и бывший министр времён президента Украины Януковича, а также действующий миллиардер Пётр Порошенко просто пытается напомнить о себе и оседлать горячую тему эмбарго на российскую нефть, которое обсуждается Европейским союзом.
«СП»: — Много ли Украина получает за транзит нефти? Она готова жертвовать этими деньгами?
— Действующий контракт подписан в конце 2019 года. По имеющейся информации, прокачка стоит 8 евро за тонну. Объём — около 14−15 млн. т.
Полагаю, сохранение этих доходов никак не затрагивает интересы Порошенко.
«СП»: — А Россия много потеряет от остановки этого нефтепровода? Есть, чем заменить?
— В целом по «Дружбе» (не только по украинскому участку) прокачивается около 65 млн. т в год. Но делать выводы рано, мы пока не знаем параметры шестого санкционного пакета.
«СП»: — Имеет ли Киев формальное право перекрыть транзит? Прописано ли это в договоре и в каких случаях?
— Договор никому не показывают. Наверняка, там есть пункт о форс-мажоре. Но ни Киев, ни Москва этим пунктом пока не пользуются.
Если Европа запретит закупки российских углеводородов, поставки прекратятся. Не раньше и не позже.